Сознательное «я»
«Я», которое представляет собой точку чистого самоосознания, нередко путают с только что описанной сознательной частью нашей личности; в действительности же они совершенно различны. В этом можно убедиться путем интроспекции. Изменчивые содержания
нашего сознания (ощущения, мысли, чувства и т. д.) — это одно, а «я»,центр нашего сознания — это другое. Существующее между ними различие в каком-то смысле напоминает различие между освещенной зоной экрана и проецируемыми на ней изображениями.
Однако «человек с улицы» и даже многие высокообразованные люди не утруждают себя самонаблюдением и не видят этой разницы, — они пассивно плывут по поверхности «потока мысли», отождествляя себя с каждой последующей волной, со сменяющимися содержаниями своего сознания.
Техники развития воли
Наряду с психосинтезом ученый практиковал так называемую позитивную психологию. Этому поспособствовала работа с солдатами, вернувшимися после окончания Первой Мировой Войны. Основным направлением этой работы было развитие воли к позитивным изменениям. На эту тему будет написана книга «Акт воли», но выйдет она уже после смерти Ассаджиоли в 1974 году. Надо сказать, что методики тренировки воли он испытал на себе. Имея еврейские корни ученый подвергся гонениям со стороны режима Муссолини и даже сидел в тюрьме. И в это непростое время он тренировал свою волю, чтобы не отчаяться и продолжать работу.
Прежде, чем приступить к упражнениям по развитию воли, необходимо простимулировать и эмоционально подкрепить свое желание. Для этого проделайте подготовительные упражнения:
- Представьте все неприятные моменты, которые случились с вами из-за отсутствия воли. Подумайте, что может произойти из-за этого в дальнейшем. Составьте список. Прочувствуйте негативные эмоции, связанные с этим.
- Теперь, наоборот. Что даст вам развитая воля, чего вы сможете добиться, какие чувства это вызывает? Запишите это.
- Представьте, как имея сильную волю, вы добиваетесь всех целей, как реализуете задуманное, как вы успешны.
Упражнения для развития воли
- Воли в обыденной жизни. Соблюдайте режим сон-бодрствование, работа-отдых, следите за эмоциями и не реагируйте негативно. Помните правило: я контролирую эмоции, а не наоборот.
- Физические упражнения. После пробуждения найдите 10 минут для элементарной Воспитание гимнастики, регулярно совершайте прогулки на свежем воздухе в любую погоду, не ищите оправданий. Не стоит нагружать себя интенсивными тренировками, особенно, если вы к ним не готовы. Упражнения должны развивать терпение, спокойствие, ловкость.
Комментарии к упражнениям
Чтобы энтузиазм не угас, и упражнения по развитию воли достигли цели, не надо доводить все до педантизма или делать все и сразу. Начните с малого и отмечайте ваш успех ежедневными записями. Относитесь к этому как к игре. Это не отразится на эффективности, а только уменьшит сопротивление бессознательного и приблизит вас к победе над собой.
Психосинтез в психотерапевтической практике и саморазвитии
Вы знакомы с состояниями:
- когда интуитивно сознавая себя как человека целостного начинаете испытывать тревогу, беспокойство внутри себя, как будто внутри вас одновременно есть несколько “хочу”, и вы не знаете, какому их этих “хочу” отдать предпочтение;
- вы что-то искренне желаете, но есть какая-то сила, не понятная для вас, заставляющая вас бездействовать, откладывать, а то и вовсе отказываться от реализации этой мечты;
- порой ваше поведение, поступки удивляют своими спонтанными, разрушающими или абсурдными для вас и окружающих вас людей проявлениями. И вы можете жалеть о происшедшем, но, вопреки раскаяниям, снова и снова налетаете на те же “грабли”, на те же способы реагирования, проявления себя.
Что же делать?
Неосознающий человек является заложником мотивов, диктуемых различными частями его психики, и находится у них в подчинении.
Важным моментом в работе является то, что исключается насильственное извлечение вытесненного психического материала.
Бессознательное делится своими секретами, открывает тайны по мере готовности человека соприкоснуться с ними, принять и отработать их.
Техники, упражнения, применяемые в психосинтезе, позволяют в обход рационального ума извлечь бессознательный материал, обнаружить конфликтующие части психики человека, посмотреть на них со стороны, выявить истинные желания и привести к мирному сосуществованию путем преобразования деструктивных качеств этих частей в конструктивные.
- как инструмент личностного и духовного роста,
- как психотерапевтический метод для коррекции невротических и психосоматических расстройств, депрессивных состояний;
- как коррекционный метод в работе с кризисными переживаниями, последствиями ранних детских травм, физического и эмоционального насилия;
- в образовании и саморазвитии для открытия творческих способностей у детей и взрослых.
Сам процесс психосинтеза требует времени и терпения при работе, но обладает прочным и долгим последействием, что выгодно отличает данное направление от некоторых методов современной психотерапии.
При регулярном самостоятельном использовании упражнений желаемые изменения, приходящие в жизнь, остаются навсегда.
Терапевтический процесс психосинтеза включает в себя 4 последовательные стадии:
- На первой стадии психосинтеза мы узнаем о различных частях нашей личности (субличностях), которые были скрыты, и принимаем их на сознательном уровне.
- На второй стадии психосинтеза происходит освобождение себя от психологического влияния субличностей, связанных как с различными вытесненными травматическими переживаниями, так и с “приросшими” социальными масками. Развивается способность контролировать свои субличности – то, что Роберто Ассаджиоли назвал “растождествлением”.
- Третья стадия психосинтеза подразумевает раскрытие или создание объединяющего центра – Я. После раскрытия своего центра становится возможным достижение самого психосинтеза; “отождествление” по воле Я.
- Практический психосинтез: формирование или реконструкция личности вокруг нового центра, в зависимости от поставленной цели.
Способы, которыми достигается процесс личностного и духовного психосинтеза:
в ходе анализа неосознаваемого материала освобождается энергия;
осуществляется преобразование не принимаемых ранее эмоциональных импульсов в творческую деятельность, способствующую личностному развитию и достижению того, что истинно желаемо;
развиваются недостающие аспекты личности, такие как Воля, Память, Воображение, Внимание;
происходит координирование вокруг нового центра различных видов психических функций.
В процессе прохождения данной программы, вы получаете возможность:
- познакомиться с базовыми понятиями и техниками психосинтеза;
- научиться обрабатывать информацию из бессознательного;
- приобрести умение отслеживать собственные психические процессы;
- познакомиться с различными аспектами собственной личности и их мотивами;
- примирить конфликтующие части психики, найти компромиссное решение и направить ранее оппозиционные психические составляющие на реализацию желаемого;
- научиться распознавать собственные проекции и более реалистично воспринимать людей и события;
- справиться с негативными переживаниями прошлого опыта;
- осознать свои собственные ограничения и запреты, мешающие развитию творческого потенциала и реализации его в собственной жизни;
- получить новый опыт восприятия себя, своих собственных потребностей, желаний;
- позитивно пересмотреть систему убеждений и ценностей;
- повысить вероятность успеха в решении ваших повседневных задач.
366 аудит. часов
История
Трансперсональная школа представляет собой четвертую великую школу (иногда называемую «четвертой силой») в психологии после поведенческих и позитивистских теорий (первая сила), психоанализа (вторая сила), гуманистической психологии (третья сила)
Он объединяет теоретико-концептуальный вклад других направлений психологии, добавляя ее психо-духовную специфику и принимая во внимание духовные традиции, такие как буддизм, даосизм и т. Д
Маслоу говорит:
«Я рассматриваю третью психологическую школу как преходящую, как подготовку к еще более высокой психологической четвертой, надличностной, трансчеловеческой, сосредоточенной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах. человеческий факт, личность, самореализация и все остальное в этом роде. » .
В 1969 году был основан журнал трансперсональной психологии . Энтони Сутич, его редактор, исправляет программу:
В 1971 году Станислав Гроф основал Международную трансперсональную ассоциацию . Чехословацкий психиатр, основанный в США в 1967 году, он посвятил свою жизнь «необычным состояниям сознания». Его первое исследование было сосредоточено на клиническом применении психоделиков, он отвечал за программу по систематическому исследованию эвристического и терапевтического потенциала ЛСД и других психоделиков. Он провел множество обучающих семинаров по холотропному дыханию . Его жизнь связана с Нью Эйдж : он жил с 1973 по 1987 год в качестве постоянного профессора в Институте Эсален в Биг-Суре, Калифорния.
Журналист Мэрилин Фергюсон, который будет писать бестселлер New Age, Водолея Conspiracy ( Заговор Водолея, 1980), имеет дело с темами трансперсональной психологии в революции мозга (1973): в БОС « состояния измененного сознания , «сверхмозг», « сознание и гиперсознание». Это также относится к гуманистической психологии и трансперсональной психологии.
В 1975 году Роберт Фрагер и Джим Фадиман, два психолога, основали Институт трансперсональной психологии (ITP) в Пало-Альто, Калифорния, который предлагает курсы повышения квалификации. Чарльз Т. Тарт, специалист по измененным состояниям сознания и парапсихолог, преподавал там до 2012 года.
Растождествление
Так же, как и с субличностями, отождествление работает со всем, что владеет сознанием человека. Это основной принцип психосинтеза – освободить человека от всего, что не даёт ему раскрыть своё высшее Я. Любой процесс, комплекс, мысли, чувства может захватывать сознание и управлять поведением. Человек всегда может отделить себя от процесса. Именно этот внутренний стержень – то, на что нужно опираться и делать выбор.
Человек может выбирать путь развития, выбирать, как реагировать и жить. И он может стать той личностью, которой захочет. Главное, не сворачивать с нужного пути. Человек теряет себя, если отождествляет себя только с телом, или только с интеллектом. Или выбирает только социальные роли. Личность – всегда шире.
Синтезируя себя, разделяя на разные части, ты можешь изучить все свои сильные и слабые стороны. Те субличности, которые дают мощность, энергию, ресурс, ты можешь возглавить, дать им больше пространства. Но главная всегда ты – твоё высшее я.
Психосинтез – это кропотливое изучение себя. Снимая роли, маски и установки, как шелуху, слой за слоем, ты доберёшься до глубин своего сознания. На этом пути ты раскроешь все свои лучшие качества и стратегии, справишься с минусами и прикроешь слабые стороны. Познавая себя, с помощью психосинтеза, человек обретает целостность и гармонию.
Идея
Центральной идеей трансперсональной психологии становится утверждение: — то, что мы считаем «нормальным» состоянием, в какой-то мере ограничено. И высшая точка нашего развития, отнюдь не «оптимальное» психологическое функционирование человека, свобода от беспокойства и иррациональных негативных мыслей, не оптимистичный взгляд на происходящее. Что существуют потенциально более высокие функционирующие состояния, и именно в них наше восприятие усиливается – мы испытываем повышенное чувство связи с природой и другими людьми, становимся более сострадательными и альтруистичными, имеем более широкое представление о собственном развитии и полноценной жизни. По словам Авраама Маслоу, роль трансперсональной психологии заключается в том, чтобы исследовать «дальнейшие пути человеческой природы».
Критика
Основным аспектом критики трансперсональной психологии является сомнение в научном статусе ее исследований и заключений, несмотря на популярность и большое число ее приверженцев. В работах ряда критиков трансперсональная психология обвиняется в неомистицизме и рассматривается как форма паранауки или квазинауки.
Также, в качестве основных проблем трансперсональной терапии можно назвать следующие:
манипуляции со стороны практикующих терапевтов с сознанием пациента не с точки зрения научного метода, а с позиции некоего псевдо гуру;
интерпретация эмоциональных проблем как нормы духовного развития;
признание мистических культов, которые не всегда имеют под собой высокую нравственную основу;
использование психотехник, которыми могут злоупотреблять различные «тренеры», «психологи-целители» и другие шарлатаны;
некритическое отношение к галлюцинаторным переживаниям, не всегда имеющим психотерапевтическую ценность.
Направление используют
|
Тренинговый центр «Дизайн Судьбы» (Москва), Институт психотерапии и клинической психологии (Москва), Профессиональная Психотерапевтическая Лига (Москва), Региональное сотрудничество Института психотерапии и клинической психологии (Москва), Сообщество психологов, семейных психологов и психотерапевтов «Центр современной психологии Psychologist O.D.» (Москва), Тренинговый центр Института Психотерапии (Москва), Центр «Настоящее» — Творческая Мастерская (Москва), Центр психологического консультирования «Псиград» (Москва), Психологическая студия «Метаморфоза» (Тюмень), Психологический центр «Точка РазвитиЯ» (Киев), Семейный психологический центр «Шестое чувство» (Белгород), Мария Рогожникова (Пермь), Академия практической психологии (Набережные Челны), Спецфакультет психокоррекции, глубинной психологии и психоанализа (Ростов-на-Дону), Проект «Холосценденция» (Санкт-Петербург), Тренинговый центр «Акцент» (Красноярск), Центр психологии «Счастливая жизнь» (Иркутск), Центр современных психотехнологий (Красноярск), Татьяна Завалишина (Оренбург), Пермская Ассоциация Аналитической Психологии (Пермь). Ещё организаторы 17 |
||
|
Анжелла Карманова (Москва), Анна Владимировна Меринова (Москва), Анна Владимировна Чумакова (Москва), Арина Сункаровна Искандирова (Москва), Артур Тимофеев (Москва), Всеволод Иоффе (Москва), Дмитрий Юрьевич Бергер (Москва), Екатерина Васильевна Горбова (Москва), Елена Вячеславовна Иванова (Москва), Елена Николаевна Жарикова (Москва), Елена Шинкова (Москва), Иван Стригин (Москва), Ирина Геннадьевна Давыдова (Москва), Константин Валерьевич Гаврилюк (Москва), Леонид Борисович Тимошенко (Москва), Любовь Сергеевна Белова (Москва), Мария Лета (Москва), Нина Чахмахчева (Москва), Ольга Сироткина (Москва), Светлана Александровна Мельник (Москва). Ещё тренеры 184 |
||
|
Анжелла Карманова (Москва), Анна Владимировна Меринова (Москва), Анна Владимировна Чумакова (Москва), Артур Тимофеев (Москва), Всеволод Иоффе (Москва), Дмитрий Юрьевич Бергер (Москва), Екатерина Вандышева (Москва), Екатерина Васильевна Горбова (Москва), Елена Вячеславовна Иванова (Москва), Елена Шинкова (Москва), Иван Стригин (Москва), Константин Валерьевич Гаврилюк (Москва), Леонид Борисович Тимошенко (Москва), Любовь Сергеевна Белова (Москва), Мария Лета (Москва), Ольга Сироткина (Москва), Светлана Александровна Мельник (Москва), Юлия Константиновна Евдокимова (Москва), Анастасия Евенко (Москва), Андрей Николаевич Токарев (Москва). Ещё консультанты 180 |
Суть метода[править]
Психосинтез — метод психотерапии, лечения, интегрального обучения, саморазвития, личностного и духовного роста, основанный на теории, которая была создана известным итальянским психологом, психиатром и философом Роберто Ассаджиоли.
Ассаджиоли создал свою теорию структуры личности (внеся в нее идею Адлера о врожденном бессознательном стремлении к самосовершенствованию), ввёл целый ряд новых понятий и разработал четкую практику терапевтических упражнений. В настоящее время психосинтез широко применяется в психотерапии для лечения психосоматических заболеваний, выявления и коррекции пограничных нервно-психических состояний, неврозов и других личностных проблем.
Структура личности по Ассаджиоли:
- Низшее бессознательное близко к «фрейдовскому» «Оно»: наиболее простые животные инстинкты, сильные энергетические ресурсы, эмоциональная заряженность, неконтролируемые парапсихические процессы и фантазии, которые могут быть источниками как кошмаров, так и творчества.
- Среднее бессознательное (предсознание) — здесь бессознательные ощущения, восприятия и впечатления оформляются в осознаваемые (в различной степени) психические состояния и навыки. Здесь «зреют плоды нашего ума» путем более четкого осознавания потребностей, эмоций, интуитивных озарений.
- Высшее бессознательное (супербессознательное) влияет на сознательное «Я» сверху: врожденные (а не навязанные «Сверх-Я») ценности — альтруизм, потребность в красоте и в творческом самовыражении, героизм, высшие парапсихические процессы и т.п. По Ассаджиоли бессознательные инстинкты тянут человека не только вниз, но и вверх, к реализации высших потребностей.
- Поле сознания — осознаваемая, анализируемая индивидом часть личности, ощущений и восприятий.
- Сознательное Я/Эго — в центре сознания. Это рефлексивное, целостное Я, «видящее себя со стороны». Поле сознания — освещенный экран, а сознательное Я — проецируемое на этот экран изображение.
- Высшее Я — истинная сущность человека, к которой он неизменно возвращается после различных отклонений в другие состояния сознания (сон, обморок, состояние аффекта, наркоз, опьянение, бред, гипноз и т.п.). Именно осознание своего личного высшего Я — условие психического здоровья.
- Коллективное бессознательное (по Юнгу) — в пространстве (бессознательная связь с психикой современников), во времени (связь с памятью предков, поколений, опытом всего человечества). Решающее условие обретения психического здоровья — постижение своего высшего, истинного Я. На базе этого постижения и только после него человек с помощью терапевта налаживает наиболее гармоничные взаимоотношения с самим собой, с другими людьми, окружающим миром. Это и есть сущность практики психосинтеза.
Абрахам Маслоу
Этот ученый стоял у истоков гуманистической психологии, основная направленность его деятельности — «пиковые переживания». К ним относятся инсайды, пиковые моменты любви, экстаз, потеря границ собственного «я». Описание этих моментов стало основным предлогом для развития трансперсональной психологии.
Во время одной из лекций в Сан-Франциско Маслоу говорил о появлении «четвертой силы», которая будет заниматься изучением опыта, что испытывает человек, медитируя или принимая психоделические препараты. В то время в психологии существовало только три направления: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. Но ни одно из них было не в состоянии описать те явления, что были предназначены для «четвертой силы». Даже гуманистическая психология, именуемая «третьей силой», была ограничена в своих методах. Это послужило хорошим подспорьем для появления нового направления.
Психосинтез Ассаджиоли
На путь научных исследований Ассаджиоли становится в достаточно юном возрасте. Первые публикации, начиная с 15 лет, находятся на стыке философии, медицины, культуры. Начав психиатрическую практику и познакомившись с работами З.Фрейда, приступил к написанию докторской диссертации «Психосинтез». В работе он критикует некоторые положения психоанализа и предлагает свои методы психотерапии. На тот момент ему был 21 год! Это были первые предпосылки главной цели его исследовательской деятельности.
В научных кругах к его работам относились довольно скептически. Да и сам Ассаджиоли не был полностью удовлетворен результатами. Ему не хватало информации и знаний, поэтому было решено ехать в Швейцарию и продолжить обучение под руководством известного психиатра Э.Блейера. На тот момент это была самая прогрессивная страна в изучении психики человека и психических заболеваний. Там же Роберто познакомился с Г.Юнгом, дружба и совместная работа с которым сохранилась на протяжении всей жизни.
Погрузившись в изучение психоанализа, он окончательно убедился, что данная система неполная. Т.е. недостаточно произвести анализ психической деятельности (разложить на составляющие), но затем нужно объединить вокруг единого центра. И стал активнее работать над психосинтезом.
В 1933 году во Флоренции Ассаджиоли открывает Институт психосинтеза и публикует книгу «Новый метод лечения – психосинтез». В этой книге была представлена так называемая «яйцеобразная» диаграмма.
- Низшее бессознательное – психологические комплексы, фобии, кошмарные сновидения, мании, навязчивые желания.
- Среднее бессознательное – обычная ежедневная работа ума и воображения.
- Высшее бессознательное, или Сверхсознательное –интуиция, вдохновение, озарение, любовь, просветление, талант, высшие энергии.
- Поле сознание – осознаваемая часть личности (мысли, чувства, желания, образы).
- Сознательное «Я» – это чистое самоосознание. Не путать с сознанием. «Я – это центр, сознание – это лишь его отражение.
- Высшее «Я» – это то, что я есть на самом деле. Оно пребывает над потоком мыслей и состояниями нашего тела.
- Коллективное бессознательное – это «психический осмос» между человеком и другими людьми.
Техники психосинтеза
Цель психосинтеза – познать истинное «Я» и перестроить личность вокруг единого центра. Что это значит? Несмотря на кажущуюся двойственность, «Я» у нас только одно. Просто сознательное «Я» о высшем «Я» не подозревает и даже отрицает его. Наше сознание имеет лишь поверхностное восприятие событий, происходящих вокруг и внутри нас. Именно поэтому люди легко поддаются страхам, переживаниям, впадают в уныние или депрессию. Чтобы добиться единства и гармонии с собой надо пройти следующие этапы:
- Глубокое изучение личности.
- Контроль над ее элементами.
- Выявление своего истинного «Я» — создание связующего центра.
- Психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг единого центра.
Для успешного прохождения каждого этапа психосинтеза существует ряд техник. На сегодняшний день их достаточно большое количество. Я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Ассаджиоли считал, что наша личность многолика, т.е. имеет ряд субличностей. Т.е. по сути это наши комплексы, а также маски, которые мы носим на работе, в обществе, в семье. И вот на первом этапе нужно познакомиться с ними.
На бумаге напишите список того, с какими образами вы себя отождествляете, как с положительным, так и отрицательным: заботливый отец, отличный работник, скряга, искусный кулинар, неряха и т.д.
Далее попробуйте познакомиться с какой-нибудь из личностей. Выберите спокойное тихое место, расслабьтесь. Представьте, что вы, гуляя по лесу, набрели на избушку. Зайдите внутрь. Кого вы там видите? Как выглядит эта субличность? В чем одета? Познакомьтесь с ней, поговорите. Спросите, как ее зовут, как она тут оказалась? А потом обратитесь к своим чувствам. Какие эмоции вызывает эта картина? Может быть она вас ограничивает, заставляет чувствовать дискомфорт, стыд или, наоборот, помогает, успокаивает.
Выполняя подобные упражнения, вы дистанцируетесь от внутренних «фантазмов и иллюзий», как определяет их Ассанджиоли. И теперь не они, а вы берете их под свой контроль.
Чтобы понять истинное «Я» можно применить технику «Что есть Я». Повторяйте. Я не есть мое тело. Я не есть мои эмоции. Я не есть мой ум и мысли. Что есть Я? Это упражнение лучше выполнять сразу после пробуждения, и регулярно. Поначалу ваше сознательное «Я» будет мешать, т.е. выдавать уже знакомые образы наших субличностей. Да и поток мыслей в голове не так легко остановить. Не обращайте внимания. В определенный момент наступит тишина. И вы услышите ответ. И это будет истинное «Я». Вы почувствуете.
Определение. Основные понятия
Психосинтезом называется метод, с помощью которого можно управлять сознанием и психической активностью человека. Психосинтез не является сугубо терапевтическим методом, он может быть использован каждым желающим для повышения психологической устойчивости.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Сенсомоторный психосинтез – данный метод психологии направлен на управление состояниями сознания посредством психологического воздействия на сознание человека, то есть внушения, для помощи в решении определенных терапевтических проблем.
Рекомендуем: Что такое персонификация?
Интерактивный психосинтез базируется на этнокультурной и межкультурной символике и способах генерации особых переживаний, способствует созданию у человека целостного и единого «Я».
Рассмотрим этапы психосинтеза:
- Первым делом необходимо обнаружить свои комплексы, которые складывались на протяжении многих лет с самого младенчества, поскольку они оказывают большое влияние на формирование неврозов.
- Путем разбора своих проблем происходит открытие новых граней самого себя, улучшение себя и совершенствование.
Познание самого себя, своего сознания является в психосинтезе лишь начальной ступенью.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Основной принцип психосинтеза состоит в том, что человек способен к осознанию всех граней бытия, различных и отличных от себя.
Нам необходимо «изъять» из своего внутреннего мира все комплексы, дурные мысли, то есть отделить их от внутреннего «Я». «Изъятые комплексы» необходимо разложить перед собой и постараться, разобравшись в них, избавиться от этих элементов внутреннего мира, чтобы освободиться от скованности. Необходимо учиться управлять ими.
Рекомендуем: Диссоциация: подробнее про явление
Ни в коем случае нельзя подавлять негативную энергию внутри себя, пуская все на самотек. Управление негативом подвластно лишь тому, кто познал все грани своей сущности.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Книги
Книг у Ассаджиоли написано было немного: «Психосинтез», «Акт воли», «Типология психосинтеза», «Трансперсональное развитие», «О духовном кризисе»; но более сотни статей опубликовано в научных журналах. Он не любил тратить время академическую работу, а предпочитал консультации пациентов и преподавание.
Это был не только известный ученый, но и любознательный человек. До самой смерти он не останавливался в самообразовании и исследовательской деятельности. Ассаджиоли был скромен и не сыскал всемирной славы. Но его учения живут и сегодня и активно используются в психологии и психотерапии, все более пополняясь новыми исследованиями.
Управление субличностями
Согласно психосинтезу, каждый человек имеет множество субличностей. Работая с ними, ты можешь приблизиться к познанию своего истинного, высшего я. Таких субличностей может быть очень много. Они появляются, когда ты ассоциируешь себя с каким-то состоянием. Например, говоришь: «я уставшая». В теле есть усталость, это твои ощущения, но ты как бы сливаешься с ними и появляется субличность тебя усталой. Она ведёт себя определённым образом, это как маска или роль.
Пока ты в субличности, она руководит твоим поведением и даже сценарием. Психосинтез предлагает бороться с субличностями и брать своё поведение под контроль сознательного я. Если ты почувствуешь, что есть ты, а есть ощущение усталости, что усталость – это не вся ты, а только одно из разных ощущений, ты выходишь из роли этой субличности. Есть ты, твоё Я, и отдельно ощущение усталости.
Или, например, ты испытываешь тревогу. Когда она захватывает тебя, с ней очень трудно справиться. Порой люди бояться самой тревоги, так она завладевает сознанием и управляет поведением. Или боятся боли, любой – эмоциональной или физической. Очень часто растождествление с субличностью помогает восстановить равновесие.
Помни, ты – не тревога. И ты – не боль. Ты – это ты. И у тебя есть немного тревоги, немного страха, радости, злости, голода, усталости и так далее. А так же, даже когда ты чувствуешь сильную боль и тебе кажется, что ты утонула в ней, на самом деле боль – не вся ты. Её может быть много, но кроме неё всегда есть что-то ещё. Есть ощущения в теле, есть чувства к другим людям, обязанности и желания, мысли и сны.
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Очень часто человек попадает в трудные ситуации из-за конфликта между субличностями. Их становится много и каждая требует места. Желания разных субличностей создают противоречия и напряжение. Иногда человек не может даже сразу осознать их. Только заболев, например, может задуматься, что что-то не так в его жизни. Например, одна субличность злая и хочет отдохнуть, всё бросить. А другая субличность – ответственная мама или профессионал, он хочет быть хорошим, полезным и добиваться многого.
Такое противоречие раздирает человека изнутри. «Помирить» субличности можно, разделив себя, свои состояния и истинные желания и приоритеты. Ты можешь выбрать, какой личностью ты сама хочешь быть, к чему стремишься.