Психология личности альфреда адлера

Дело в степени чувства

И здесь вторгается еще одна проблема, касающаяся степени проявления чувства неполноценности. Если оно выражено не слишком сильно, то подталкивает человека к конструктивным поступкам и выстраиванию своей жизни. К примеру, когда ребенок мал, а взрослые – высокого роста, в стремлении быть, как они, он ставит стул, чтобы дотянуться до нужной вещи и никого при этом не просить, и это – шаг на пути к самостоятельности. Но комплекс неполноценности, уязвленное самолюбие, ощущение ущербности тормозит личностный рост, и тогда в мыслях, чувствах, поведении возникают искажения, обоснованные стремлением к гиперкомпенсации.

Творческое Я

Творческое «Я»

Адлер, как и Фрейд, подчеркивал важность раннего опыта в формировании личности взрослого человека

Главным конструктором теории Адлера является концепция творческого Я, по отношению к которой все остальные конструкты занимают подчиненное положение. Ученый утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Отвечая за цель жизни, творческая сила определяет метод достижения цели и способствует развитию социального интереса. Она же влияет на восприятие, память, фантазии, сны и делает человека свободным индивидом.

Адлер не отрицал влияния на формирование личности наследственности и окружения, но, люди есть нечто большее, чем результаты действия наследственности и окружающей среды. Наследственность и окружение человек использует как строительный материал для формирования здания личности, но со своим собственным стилем.

Творческая сила является результатом долгой истории эволюции, а люди, обладая ею, поэтому и являются людьми. Люди – хозяева собственной судьбы.

Психодинамическая теория

Альфред Адлер был одним из первых авторов в области психологии, который отстаивал идею о том, что наши цели — это фактор, который имеет наибольшее значение для нашего благополучия. Этот мыслитель считал, что цели и творческий потенциал — это то, что придает нам силы и заставляет двигаться вперед, таким образом, что они имеют телеологическую функцию.

В зависимости от основы, с которой они начинаются, цели могут быть положительными или отрицательными. Так, например, желание похудеть может исходить от комплекса неполноценности (в этом случае это может привести к нежелательным негативным последствиям); но это также может начаться с безусловного принятия самого себя.

Детство и юность

Психолог родился 7 февраля 1870 года в Рудольфсхайме, деревне на западных окраинах Вены, в Австро-Венгрии. Он второй из семи детей Паулины (в девичестве Бир) и Леопольда Адлера, евреев.

Альфред Адлер в молодости

Биография Альфреда Адлера была сложной, полной трагедий и смертей с ранних лет. В младенчестве он страдал рахитом, из-за чего поздно научился ходить. В 3 года потерял младшего брата, который умер рядом с ним в кроватке. В 4 года подхватил такое серьезное воспаление легких, что доктора говорили: мальчик потерян. По воспоминаниям мужчины, именно эта цитата вдохновила его стать врачом.

Все изложенное в трудах Адлера основывалось на его личной жизни. В детстве психолог пользовался популярностью у сверстников, находил у них те чувства уважения и равенства, которые не давала семья. Позже он написал, что именно благодаря интересу со стороны общества человек может реализовать свой потенциал.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

В 1911 году Адлер основал Общество свободных психоаналитических исследований. В 1912 году он изменил название на Общество индивидуальной психологии. Название «индивидуальная психология» может показаться противоречивым, учитывая, что Адлер считал, что социальные факторы и окружение были важны для благополучия человека. Адлер ввел термин «индивид», потому что считал, что сильное социальное влияние оказывает различное влияние на каждого человека.

Одной из первых концепций, предложенных Адлером, была концепция «компенсации». Она была основана на модели «конституциональной патологии» и утверждала, что организм автоматически компенсирует любую органическую недостаточность. Эта компенсация начинается в уме, а затем переводится в тело. Как офтальмолог он заметил, что многие пациенты с серьезными проблемами со зрением были отличными читателями.

По словам Адлера, главной движущей силой каждого человека является сила воли. Однако, когда этому препятствию мешают, именно тогда возникает то, что он назвал «комплексом неполноценности». Это невротическое чувство неспособности или некомпетентности, вытекающее из опыта и окружения. Чтобы компенсировать это состояние, человек развивает «комплекс превосходства». Это включает в себя непропорционально высокое восприятие и желания самого себя.

В этих случаях процесс компенсации приводит к двум доступным вариантам. Во-первых, человек компенсирует свое чувство неполноценности, развивая новый потенциал. Другой заключается в том, что индивид попадает в ловушку чувства неполноценности и развивает нездоровый комплекс превосходства. Это приводит их к цинизму, разочарованию, равнодушию и даже преступности.

Альфред АдлерAlfred Adler

Австрийский психолог. Психиатр. Создатель системы индивидуальной психологии. Один из предшественников неофрейдизма. По его убеждению, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Его собственный жизненный путь явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Альфред Адлер родился 7 февраля 1870 года в городе Вена, Австрия. В детстве несколько раз оказывался близок к смерти. В возрасте пяти лет едва выжил от тяжелой пневмонии. Далее, в подростковом возрасте дважды чуть не был убит в уличных драках. После этой истории молодой человек решил стать врачом. В 1888 году поступил в Венский университет на отделение медицины, который окончил в 1895 году.

Начав практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления, Адлер вскоре свои профессиональные устремления переместил в сторону неврологии и психиатрии. Поначалу Альфред примыкал к сторонникам Фрейда, а затем основал собственную школу. Хотя фактически не являлся учеником Фрейда, его объединял с ним тезис об определяющей роли влечений и бессознательного в психике.

В работе «О неполноценности органов» 1907 года Альфред формулирует концепцию болезни как нарушение баланса в отношениях органа с его средой, которое организм стремится компенсировать. Принцип компенсации, являющийся одним из устоев концепции Адлера, родственен позднейшему учению о гомеостазе. Компенсация толкуется им как универсальный механизм психической деятельности.

В основе всей человеческой деятельности усматривал стремление к полноте и личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации первичного чувства неполноценности. Данная идея становится центром формирования личности, детерминируя ее психику. Характер цели и способы ее реализации создают уникальный «жизненный стиль». Но сама неполноценность личности выявляется только в отношении к среде. Таким образом Альфред делает вывод о том, что личность по своему формированию социальна.

Во многих своих книгах Адлер комментирует различные ситуации, которые «соблазняют» ребенка отказаться от самого мужества, пользоваться его заменой. Когда ребенок теряет веру в себя, считает психолог, то выбирает путь скорейшего с его точки зрения психологического успеха, стремясь достичь значительности и превосходства даже бесполезными способами. Это и есть своеобразный «побег в мир фикции», который дает объяснение ошибочному поведению человека. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи различной сложности. Тот, чье чувство неполноценности или недостаточно развитое чувство сообщества привели к потере им мужества, не считает возможным их преодолеть.

Таким образом, исходным пунктом побега в мир фикции индивидуальная психология считает ошибочное мнение индивида о невозможности преодолеть поставленные перед ним жизнью задачи. И если хотя бы один раз человек встал на ошибочную позицию, это может иметь для него печальные последствия, все глубже затягивая в болото заблуждения и спорных поступков.

Ряд сторон системы Адлера развивался также и другими психологическими школами: гештальтпсихологией, тезис о примате целого над отдельными психическими элементами; принцип компенсации, у немецкого экзистенциалиста Карла Ясперса; идея достижения «здорового общества» с помощью терапии «социальными фрейдистами» Эриха Фромма и Карена Хорни.

С 1910 года Адлер занимал пост Президента Венского психоаналитического общества, в годы Первой мировой войны возглавлял военный госпиталь в городе Вена.

При поддержке австрийского правительства в 1919 году ученый создал первую детскую реабилитационную клинику, а через несколько лет подобных клиник в Вене имелось уже около тридцати, где работали его ученики. Деятельность Адлера получила международную известность и вскоре такие клиники появились в других странах.

В 1926 году психолог получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в городе Нью-Йорк и с тех пор много времени уделял преподавательской работе, не забывая и про пациентов. В последние годы своей жизни активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада.

Альфред Адлер скончался 28 мая 1937 года от сердечного приступа в городе Абердин, Шотландия, в возрасте 67 лет.

Основные работы Альфреда Адлера

«Практика и теория индивидуальной психологии»; «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»; «Невротическая конституция»; «Смысл жизни»; «Постижение человеческой природы»; «Наука жизни»; «Социальный интерес: вызов человечеству»; «Образ жизни».28.05.1937

Другие взносы Адлера

Отставив себя от психоаналитической школы Фрейда, Адлер добился значительных успехов и создал собственное психологическое течение, известное сегодня как «Адлериан». Более 25 лет он путешествовал по миру, преподавая классы и обучая многих студентов, с целью в конечном итоге вытеснить остальные течения или, по крайней мере, уравнять их по значимости.

Основная цель Адлера с точки зрения его психологии состояла в том, чтобы преодолеть динамику неполноценности / превосходства, которая, по его мнению, присутствовала в терапии. Кроме того, он исследовал лучшие способы не только исправить психологические расстройства, когда они присутствовали, но и предотвратить их и вообще предотвратить их появление.

Некоторые из терапевтических стратегий Адлера включали развитие социальных отношений между людьми, обучение людей тому, как противостоять наказаниям и чрезмерной заботе, а также поощрение оптимизма и прагматического взгляда на проблемы.

С другой стороны, Альфред Адлер считал, что всем людям на протяжении всей жизни приходилось сталкиваться с тремя фундаментальными задачами: налаживанием хороших отношений, достижением успеха в работе и формированием здоровых дружеских и социальных отношений.

Теории

За свою карьеру Альфред Адлер исследовал множество различных областей и создал множество теорий, охватывающих практически все аспекты человеческой жизни. Его основная предпосылка заключалась в необходимости понимать человека и все его характеристики, как если бы они были единым целым, таким образом, чтобы он мог работать с ним и помогать ему с его конкретными потребностями.

Сначала психологические теории Адлера находились под сильным влиянием философов и мыслителей, таких как Ганс Вайхингер, Федор Достоевский, Иммануил Кант, Рудольф Вирхов и Фридрих Ницше. Он также многому научился у психоанализа, присутствовавшего в то время, когда он был в Вене, хотя его идеи оказались далеки от идей этой группы.

Адлер был глубоко озабочен благополучием всех людей и приобщался к идеям социализма в течение своих лет в Венском психоаналитическом кружке. Однако в то же время он был очень прагматичным, пытаясь создать теорию человеческого разума, которую можно было бы легко применить.

Ниже мы рассмотрим некоторые из областей, на которых этот венский психолог сосредоточился больше всего в течение своей плодотворной карьеры.

лекция 5.doc

Лекции по дисциплине «психотерапия»

Раздел 2. Виды и типы психотерапии.Лекция 5. Психотерапия, основанная на индивидуальной психологии А. Адлера. План

  1. Основные положения индивидуальной психотерапии.
  2. Теоретические основы психотерапии А.Адлера
    1. 1.

групповой психотерапии

  • выявление травматического опыта, явившегося отправной точкой развития невроза;
  • исследование фиктивной цели и ошибочных апперцептивных схем, анализ аранжировок конечной цели;
  • развитие социального интереса.
    1. Цель психотерапии А.Адлера – вернуть человека в человечество. Задачи – развитие социального чувства: развитие кооперативного поведения, определение жизненных целей (работа, дружба, любовь), коррекция жизненного стиля. Три основных аспекта терапии: понимание специфического стиля жизни, помощь в понимании самого себя, усиление социального интереса. Пять источников достоверного изучения личности: — ранние детские воспоминания; — сновидения и грезы; — порядок рождения ребенка в семье; — трудности детства; — характер экзогенного фактора, обусловившего данное нарушение или болезнь.

^ Методы психотерапии. Интервью, метод ранних воспоминаний, качественный анализ ранних воспоминаний, анализ сновидений, опросники и анкеты, анализ неблагоприятных ситуаций в детстве.

  1. любое поведение происходит в социальном контакте;
  2. развитие восприятия себя частью большего социального целого, чувства социальной вовлеченности, желания внести свой вклад в общественную жизнь на общее благо – социальный интерес;
  3. поведение может меняться на протяжении всей жизни человека в соответствии с требованиями ситуации, с целями, присущими его стилю жизни;
  4. становление – это жизнь человеческой души;
  5. на протяжении жизни человек сталкивается с альтернативами;
  1. отношения – создание и поддержание «хороших» отношений;
  2. анализ – раскрытие динамики пациента, его стиля жизни, его целей, того, как они влияют на ход его жизни;
  3. интерпретация полученных данных (сновидений), кульминацией которой является инсайт;
  4. переориентация начинается с предварительного, мягкого или энергичного убеждения пациента, что изменение необходимо в его же интересах.
    1. Литература. Основная литература.
  1. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  2. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.:Эксмо, 2008.
  3. Настольная книга практического психолога. / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ; СПб.: Сова, 2008.
    1. Дополнительная литература.
  1. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. – М., 1995.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М. 1995.
  3. Сидоренко Е.В. Экспериментальная групповая психология. – СПб., 1993.
  4. Адлер А. Индивидуальная психология./ История зарубежной психологии. 30-60-е годы XX в. (тексты). – М., 1986.
  5. Вительс С. Фрейд: его личность, учение и школа. Глава Х. А.Адлер. – Л., 1991.
  6. Дрейкурс Р., Золц В. Счастье вашего ребенка. – М., 1986.
  7. Кристенсен O.K., Томас К.Р. Дрейкурс и поиски равенства. – М., 1992.

Поиск по сайту:  

Ссылки

  • Динкмейер, округ Колумбия, Пью, У.Л., и Динкмайер, округ Колумбия, мл. (1979). Адлеровское консультирование и психотерапия . Монтерей, Калифорния: Брукс / Коул.
  • Фолл, К.А., Холден, Дж. М., и Маркиз, А. (2002). Теоретические модели консультирования и психотерапии . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.
  • Хоффман, Э. (1994). Стремление к себе: Альфред Адлер и основание индивидуальной психологии . Ридинг, Массачусетс: издательство Addison-Wesley Publishing.
  • Мосак, HH, и Ди Пьетро, ​​Р. (2006). Ранние воспоминания: метод и применение интерпретации . Нью-Йорк: Рутледж.
  • Оберст, UE, и Стюарт, AE (2003). Адлеровская психотерапия: продвинутый подход к индивидуальной психологии . Нью-Йорк: Бруннер-Рутледж.

Теория личности

В его книгеНевротический характерАльфред Адлер выдвинул свою идею о телеологическом объяснении человеческой личности. Это означает, что одни его части работают, чтобы превратить чувство неполноценности в другие чувства превосходства или чувства полноты. Эта теория занимает центральное место в его концепции комплекса неполноценности.

С другой стороны, этот психолог также считал, что желаниям идеального «я» часто противодействуют требования окружающей среды, общества и морали. Если человек не способен правильно компенсировать оба фактора, возникает комплекс неполноценности; и у человека могут развиться эгоцентрические, агрессивные или властные качества.

Работает

  • Studie über Minderwertigkeit von Organen, Urban und Schwarzenberg, Берлин и Вена, 1907 г.
  • Die andere Seite. Eine massenpsychologische Studie über die Schuld des Volkes, Вена, 1919 г.
  • Praxis und Theorie der Individualpsychologie, Bergmann, Wiesbaden, 1920.
  • Знание человека. Изучение индивидуальной характерологии, трад. с немецкого Жака Марти, Париж, Пайо, 2004.
  • Воспитание детей, Пэрис, Пайо, 2000.
  • Темпераментный ребенок в школе, трад. с немецкого и предваряет Герберт Шаффер, Париж, Payot, 2002.
  • Смысл жизни. Изучение индивидуальной психологии, трад. с немецкого Герберта Шаффера, Париж, Payot, 2002.
  • Нервный темперамент. Элементы индивидуальной психологии и приложения к психотерапии, Париж, Пайо, 1970 (Über den nervösen Charakter, Bergmann, Wiesbaden 1912 и Über den nervösen Charakter, (zweite vermehrte Auflage), Bergmann, Wiesbaden 1919)
  • Психология жизни, L’Harmattan, 2006, ( ISBN  2-296-01801-7 )
  • Идеал для жизни, L’Harmattan, 2002, ( ISBN  2-7475-2114-1 )

Индивидуальная психология Адлера: основные принципы

Имя психология человек однако, это не относится к индивиду, а наоборот: это психология, в которой социальные факторы имеют особое значение, поскольку Адлер рассматривал человечество как индивидуальное и неделимое целое.

Из своих расхождений с Фрейдом и психоанализом Адлер оставил позицию о примате сексуальности и либидо как детерминант психической жизни и сформулировал другую, где индивидуальная оценка мира является наиболее определяющей..

Адлер считал, что человек находится в противостоянии на трех разных фронтах: социальный, любящий и профессиональный. Эти три силы, с которыми он сталкивается, определяют характер личности.

Он основывал свои теории на детском и подростковом развитии человека, наследии психоанализа

Основное внимание уделялось таким областям, как физические недостатки при рождении, порядок рождения и другие

Его теория разделяет идеи с Гуманистической Психологией Абрахама Маслоу, который признал влияние Адлера на его собственные теории. Оба утверждают, что именно человек может лучше всего определять свои собственные потребности, желания, интересы и рост.

Теория компенсации, отставки и сверхкомпенсации

Личность человека вытекает из факторов внешний. Характер личности формируется его реакцией следующими способами:

компенсация. Когда человек страдает от недостатков, которые делают его хуже других, его главная цель становится нейтрализовать эти недостатки. Те, кто достигает этой цели, успешно достигают успеха в своей жизни как в социальном, так и в индивидуальном плане..

отставка. Те, кто признает свои недостатки и мирится с ними. Они, как правило, составляют большинство людей, и их отношение к окружающему миру спокойное и немного незаинтересованное..

сверхкомпенсация. Люди, одержимые идеей компенсации своих недостатков, увлекаются поиском, чтобы достичь цели. Это те, которые становятся невротичными.

Интересные факты

  • Первый кабинет Альфреда Адлера располагался напротив Пратера — парка развлечений в Вене, где часто разворачивался купол цирка. Среди пациентов встречались клоуны, акробаты, фокусники. Ходит суждение, что именно их изъяны заставили психолога задуматься над понятиями комплекса неполноценности и компенсации.
  • Мыслителя часто называют учеником Фрейда, но это приуменьшение: они были коллегами. Открытка 1902 года подписана так: «Моему коллеге — доктору Альфреду Адлеру». Психолог передал ее копию в распоряжение газеты New York Herald в 1929 году, чтобы доказать: они делились идеями, а не воспитывали друг друга.
  • Во время Первой мировой войны австралиец служил врачом на фронте Антанты.
  • Адлер стал первым психологом, который отказался от кушетки в пользу стульев. Он хотел, чтобы врач и пациент находились в равных условиях.
  • Индивидуальная психология мыслителя по-прежнему жива не только в науке, но и в творчестве. Так, Евгений Безбородов, режиссер фильма «Король комплексов» (2012), ставил своей основной целью проанализировать теорию личности и показать, насколько высказанные в XX веке идеи Адлера актуальны в современном мире.

Научная деятельность

Врачебную карьеру Альфред Адлер начинал как офтальмолог, затем переключился на неврологию, но интерес к психологии все же взял верх. Его идеи оказались столь интересными, что в 1902 году Зигмунд Фрейд пригласил коллегу присоединиться к своему дискуссионному клубу Wednesday Society. По факту на этих собраниях зародился психоанализ.

Как и у многих людей, у Адлера отношения с Зигмундом Фрейдом не сложились. В 1911-м он вышел из Wednesday Society, а спустя год основал Ассоциацию индивидуальной психологии. Первоначально к нему примкнули те, кто считал идеи Альфреда более схожими с философией Фридриха Ницше, чем с психоанализом Фрейда.

Мыслитель преуспел в построении независимой школы психотерапии и теории личности. Своей основной целью он ставил развитие концепции, которая рассматривала бы психологическое благополучие человека в связке с его социальным положением. При этом Адлер грамотно делал упор не на лечение существующих проблем, а на профилактику их возникновения.

Ранние идеи мужчины описываются в книге «Невротический персонаж». Уже на этих страницах появляются понятия неполноценности и компенсации.

Психолог пишет, что бессознательное у свободного от ментальных проблем человека работает так, чтобы преобразовать имеющуюся неполноценность — физическую, моральную, психическую — в превосходство, то есть полноту. На пути у этого преобразования могут стоять только социальные преграды: воспитание, окружение, роль в обществе. Адлер также указывает на опасность «сверхкомпенсироваться». Человек, достигший этого, становится, как правило, жаждущим власти, агрессивным эгоцентриком.

В своей концепции Альфред отводит значительное место воспоминаниям из детства. В книге «Наука жить» психолог пишет:

Интересовал Адлера и порядок появления детей на свет

Полагаясь на собственный опыт, он предположил, что первенец находится в благоприятном положении, поскольку единолично наслаждается вниманием родителей. Но с появлением второго и последующих детей он начинает чувствовать себя униженным

Развивается комплекс неполноценности.

Альфред Адлер, Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг

По мнению мыслителя, именно старшие дети чаще всего страдают от невроза и вредных привычек. Это компенсация за чрезмерную ответственность в детстве — например, необходимость присматривать за родственниками. Младшие дети, наоборот, растут избалованными, что ведет к слабой социальной эмпатии. А вот средние дети, которые не испытывали ни излишнего внимания, ни отсутствия такового, чаще всего вырастают в успешных людей.

Именно поэтому Адлер считал важным проводить терапию и тренинги не со взрослыми ментально нездоровыми людьми и даже не с детьми, а с теми, кто занимается воспитанием. В течение 25 лет психолог читал лекции в школах, больницах, общественных центрах. Он рассказывал родителям, соцработникам, учителям, как вырастить достойного члена общества.

Частично эти лекции зафиксированы в библиографии Адлера: «Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека», «Понять природу человека», «О стремлении к превосходству».

Трудно оценить практический вклад в психологию, совершенный Альфредом Адлером. Не сосчитать, скольких он уберег от комплексов неполноценности и последующей болезненной компенсации.

Некоторые взгляды мыслителя нашли отклик в неофрейдизме, гештальт-психологии, они актуальны и сегодня. Его теории личности придерживаются в десятках стран: США, Канада, Австрия, Германия, Италия, Израиль, Япония и пр.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Индивидуальная психология
Альфреда Адлера.

Выполнила: Алёшкина Анька (2/2)

Направление глубинной психологии, психотерапевтическая система, разработанная Альфредом Адлером в 20-х годах XX века. Это направление Адлер создал на основе психоанализа З. Фрейда, отрицая некоторые идеи «родительской» школы.

Слайд 2

Текст слайда:

Индивидуальная психология Альфреда Адлера возникла как результат переосмысления основных положений психоанализа.Адлер, поначалу с восторгом воспринявший идеи Фрейда и активно с ним сотрудничавший, вскоре понял, что его собственные взгляды расходятся с мнением основателя психоаналитической концепции. Сейчас индивидуальная психология рассматривается не как ответвление психоанализа, а как самостоятельная концепция, а идеи Адлера считают сформировавшимися еще до встречи с Фрейдом.

Слайд 3

Текст слайда:

Особенный интерес теория личности Адлера вызывает у представителей педагогической психологии, да и вообще, современная психология индивидуальности, изучающая личностное своеобразие психических процессов, многим обязана теории Адлера.

Слайд 4

Текст слайда:

В целом теория личности Адлера имеет трехчастную структуру, базируется на трех факторах.1.Чувство общности.2.Чувство собственной значимости.3.Чувство неполноценности.Эти факторы рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые.

Слайд 5

Текст слайда:

Каковы же основные принципы адлеровской теории? Во-первых, основатель индивидуальной психологии утверждал, что личность целостна. В отличие от Фрейда, который делал акцент на расщеплении личности, подчеркивал наличие в ней борющихся сил, Адлер говорил о том, что сознательное и бессознательное не противостоят друг другу. Личность демонстрирует единство во всех своих, на первый взгляд, не связанных желаниях, стремлениях и чувствах.

Слайд 6

Текст слайда:

Во-вторых, Адлер отмечал наличие осознанного творческого начала, которое способно менять направление развития личности. Творческое «Я» формирует то, что автор концепции назвал жизненным стилем — совокупность привычек, вкусов, способов поведения, особенности постановки целей и их достижения. Такой взгляд, безусловно, означает ответственность человека за собственную жизнь, предоставляет ему большие возможности, но и накладывает большие обязательства.

Слайд 7

Текст слайда:

В-третьих, Адлер, не соглашаясь с Фрейдом, утверждал, что жизнь вовсе не подчинена поиску удовольствий. Как полагал автор концепции индивидуальной психологии, мотивационной силой становится стремление человека к идеалу, движение от несовершенства к совершенству.

Слайд 8

Текст слайда:

Типология личности по АдлеруСоотношение описанных факторов в структуре личности формирует несколько моделей ее развития. Типология личностей Адлера строится на соотношении двух параметров, тесно связанных с преобладанием в структуре личности того или иного компонента. Эти параметры называются социальным интересом (порожденное чувством общности стремление заботиться об окружающих) и степенью активности. Степень активности показывает общую активность или, напротив, пассивность при решении проблем.

Слайд 9

Текст слайда:

1. Первый тип личности — управляющий. Такие люди отличаются активностью, энергичностью, напористостью, самоуверенностью. Доминирующая установка — превосходство над другими при слабо развитом социальном интересе, то есть главные жизненные задачи (взаимодействие с социумом, взаимодействие с противоположным полом, отношение к труду) решаются в соответствии с этой установкой.

Слайд 10

Текст слайда:

2. «Берущие» личности проявляют низкую социальную активность, или же она отсутствует у них вообще. Они не доставляют другим ни страданий, ни радостей. Потребности удовлетворяют главным образом за счет других.

Слайд 11

Текст слайда:

3. Третья личностная модель — избегающая. Названа она так потому, что главной целью таких людей становится избегание неудач и проблем, а не стремление к успеху. Тенденции к самосовершенствованию и заботе о других также выражены слабо.

Слайд 12

Текст слайда:

4. Самым продуктивным Адлер считал социально-полезный тип. Это тот счастливый случай, когда высокий социальный интерес соединяется с активным желанием самосовершенствоваться. Основные жизненные задачи решаются с учетом интересов других. Социально-полезный тип искренне заинтересован в общении с людьми и активной деятельности на благо общества. Такой тип становится воплощением психологической зрелости.

Слайд 13

Текст слайда:

ВЖУХ…

…и ты социально-полезный тип

↑ Биография

Жизнь Альфреда Адлера во многом стала основой его психологического учения. Родился он в 1870 году 7 февраля, в еврейской семье и был одним из шестерых детей. 

Альфред рос очень болезненным ребёнком и несколько раз чуть не умер – то по причине болезни, то в результате уличного происшествия.

Несмотря на это, Адлер отчаянно боролся со своими физическими недостатками и в играх с друзьями участвовал наравне с ними. В их компании он находил дух равенства и сотрудничества – то, чего ему так не хватало в семье.

С юного возраста Альфред любил читать, видимо, восполняя интеллектуальным трудом недостатки телесного развития. Будучи хорошо знаком с литературой, Библией и классической немецкой философией, он скоро приобрёл популярность как мыслитель и лектор. Впоследствии эта популярность вышла далеко за пределы Австрии.

После того, как в детстве его вылечил и буквально спас от смерти хороший доктор, Адлер твёрдо решил, что и сам станет врачом. Поэтому после школы он поступил на медицинский факультет Венского университета.

В то время мир переживал возрастающую популярность социалистических и коммунистических идей, и студент Адлер тоже заинтересовался ими. Там же он познакомился с Раисой Эпштейн – российской еврейкой, приехавшей в Вену по причине невозможности получить образование на родине.

Эпштейн также была сторонницей социализма и феминисткой. Они поженились.
Окончив университет, Адлер, конечно же, стал врачом. Вначале он был офтальмологом, затем врачом общей практики, однако вскоре его интересы сместились в область психологии и психиатрии.

Типология личности

В своем исследовании работы человеческого разума Адлер попытался создать типологию, в которой он классифицировал различные типы существующей личности. Однако его категории не были такими закрытыми, как те, которые предлагал, например, его современник Карл Юнг.

Хотя он много раз менял свою теорию, обычно описываются четыре «адлеровских типа» личности:

— Ученый парень. Люди с таким стилем личности особенно чувствительны, и поэтому им приходилось разрабатывать стратегии самозащиты, чтобы избежать вреда со стороны окружающей среды. У них часто низкий уровень энергии, и они зависят от других, чтобы получить то, что они хотят. У них есть тенденция к развитию невротических проблем, таких как фобии, компульсии или тревога.

— Избегающий тип. Это люди, которые больше всего боятся проиграть, проиграть или потерпеть поражение. Таким образом, одна из их самых выдающихся характеристик заключается в том, что они избегают рисков и ситуаций, с которыми, по их мнению, они не смогут столкнуться. Это мешает им полностью раскрыть свой потенциал в любой сфере жизни.

— Доминирующий тип. Люди с этим стилем личности имеют своей главной чертой стремление к власти, как экономической, так и физической и социальной. Это те, кто с большей вероятностью будет демонстрировать антиобщественное поведение и манипулировать другими, чтобы получить то, что они хотят.

— Общественно полезный тип. Люди с этим стилем, как правило, очень общительны, энергичны и позитивны. Обычно они стараются улучшить свое окружение и помочь другим, где могут. Кроме того, они любят социальные отношения и часто контактируют с множеством разных людей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: