Корректурная проба бурдона

Алгоритм проведения корректурной пробы

Тестирование осуществляется с помощью набора специальных бланков с нанесёнными на них рядами букв, расположенных в случайном порядке (допускается использование фигур, цифр или газетного текста). Тестируемый просматривает отрезок текста или бланк и вычёркивает определённый знак, или фигуру, или букву, в соответствии с тем, какую инструкцию получил. Например, инструкция может звучать примерно следующим образом: «Просматривая ряд за рядом набор букв, вычёркивайте все буквы „А“; каждые 60 секунд по команде тестирующего отмечайте вертикальную черту, чтобы было видно, какой объём Вы успели просмотреть за это время».

Возможны варианты: например, для детей, не знакомых с буквами, которым предоставляют бланк с картинками вместо букв, задание может быть сформулировано так: «Нарисуй окошко у каждого домика, или листик у каждого яблочка».

Обработка и интерпретация результатов теста Бурдона

Оценка работы школьников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также учитель может сделать выводы о качестве и темпе выполнения задания по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд.

Для оценки концентрации внимания используется следующая формула:

К = 2С/О (К — концентрация, С — просмотренные строки, О — ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы).

Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).

При определении устойчивости внимания используется формула:

А = S/t х 10 (S — общее число просмотренных элементов, t — период времени (60 секунд)).

Расшифровка показателей:

Результат Значение
0–2 Очень высокая устойчивость
3–4 Высокая
5–6 Средняя
7–8 Низкая
9–10 Очень низкая

Для анализа переключаемости внимания используется такая формула:

С = (So/S) х 100 (Sо — число строк с ошибками, S — общее количество отработанных строчек).

Результат в % Расшифровка
0–20 Очень высокая переключаемость
21–40 Высокая
41–60 Средняя
61–80 Низкая
81–100 Очень низкая

Обработка результатов (как и проведение самого теста) может проводиться с помощью специальной программы

Если корректурная проба показала, что у ребёнка качество внимания находится на среднем или очень высоком уровне, то эти достижения школьнику следует поддерживать (много читать, складывать пазлы, заучивать стихотворения наизусть). А вот для тех, кто продемонстрировал очень низкий или низкий уровень, не обойтись без специальных заданий, которые должен индивидуально разработать психолог с учётом личностных особенностей конкретного малыша. Чаще всего в таком случае предлагаются упражнения по восстановлению порядка счёта, сюжета картинок, заучиванию стихотворений наизусть.

По результатам корректурной пробы учителю или психологу легче выстроить стратегию работы с каждым учеником, а также определить оптимальный характер учебных заданий для развития всех аспектов внимания, чтобы дать малышу возможность эффективного усвоения знаний и полноценного личностного роста.

Модификации корректурной пробы

  1. Корректурная проба с кольцами Ландольта. Этот тест является модификацией корректурной пробы Бурдона. Для проведения пробы используется бланк в виде таблицы изображёнными рядами кольцами — 22 строчки по 30 колец в каждой. Тестируемый должен отыскать и отметить все кольца с разрывом на 12 часов (в верхней части). Тест даёт возможность оценить точность и производительность работы.
  2. Тестовая методика «Найди и вычеркни». Тест предназначен для диагностики стабильности и продуктивности внимания у детей дошкольного возраста от 4 до 6 лет. На бланке для проведения этой пробы вразброс изображены домики, ведёрки, цветки, мячики, грибки и флажки. Ребёнок получает задание находить и зачёркивать изображение, которое называет ему тестирующий, до тех пор, пока не прозвучит команда «Стоп!». На бланке отмечается, сколько символов просмотрел ребёнок за 30 секунд. Тест состоит из пяти «подходов» длительностью по 30 секунд каждый и длится в общей сложности две с половиной минуты. Оценка результатов производится как за всю длительность диагностической пробы, а также за каждый 30-секундный интервал отдельно. Эта методика позволяет оценить степень развития у ребёнка сразу двух параметров внимания: его продуктивности и устойчивости.

Поскольку данная проба проводится у детей дошкольного возраста, объективность не будет зависеть от изначального настроя ребёнка. Тестируемый не должен волноваться, бояться или торопиться. Тем, кто помладше, следует преподносить процедуру теста в виде игры («Давай с тобой поиграем»).

Методика Бурдона

Эта проба проводится в два этапа длительностью по пять минут каждый, разделённые пятиминутным перерывом.

  1. На первом этапе тестируемый должен, просматривая по порядку ряды букв, отмечать разными способами две разные буквы (например, А — вычёркивать, а П — обводить кружком). Чтобы позже вычислить динамику продуктивности работы, каждую минуту тестируемый по команде ставит вертикальную черту в том месте, где в данный момент работает.
  2. На втором этапе испытуемый работает с другими бланками, вычёркивая теми же способами другие буквы.

В каждой «серии» необходимо диагностировать продуктивность работы (как по минутам, так и в целом). Для этого подсчитывают общее число букв и ошибок (ошибками считаются пропущенные буквы, а также неправильно вычеркнутые). На основании этих подсчётов строятся графики динамики продуктивности работы по минутам для каждого из этапов. Таким образом, сопоставляя количество ошибок и знаков в бланке, методика даёт возможность оценить уровень распределения внимания, а, кроме того, судить о характере динамики работы.

Виды аллергопроб

Существует несколько методов выявления реакции организма на вещество. Наиболее распространенными являются:

  1. Кожные пробы
    . Пациенту делают небольшие проколы кожи в местах скопления препарата, после чего проступает легкая реакция на аллерген. Безболезненный и удобный способ для выявления причин аллергии у детей.
  2. Исследование специфических антител Ig E
    . Для этого выполняется забор крови для последующего получения данных о причинах сенсибилизации. Такой метод подходит для детей, у которых был анафилактический шок. Эффективность анализа крови на аллергию ничем не отличается от кожных проб.
  3. Провокационные тесты
    . Используются, если предыдущие методы не указали на точные причины заболевания. Исследование проводится в стационаре. Человеку вводят небольшую дозу аллергена под язык, в нос или в бронхи, а после дается оценка результата. Данный метод исследования может дать непредвиденную реакцию организма человека, поэтому детям провокационные тесты не назначаются.
  4. Элиминационные тесты
    . Часто используются для выявления аллергии у детей младшего возраста. Метод заключается в удалении аллергена из окружения человека. Примером является элиминационная диета, при которой из рациона пациента выводится предполагаемый аллергенный продукт, и если за 7-14 дней наступает улучшение, значит, данное вещество послужило причиной заболевания.

Как проводить тест

«Метод Бурдона» позволяет проводить исследование концентрации внимания сразу у нескольких детей одновременно. Для тестирования потребуется секундомер и специально распечатанные бланки. Работу проводят, в основном, в первой половине дня. В это время любой человек отличается высокой работоспособностью.

Детям раздаются листы с заданием и карандаши. Чернила в стержне шариковой ручки могут закончиться очень неожиданно, или она перестанет писать, что собьет с толку ребенка. Далее, все испытуемые пишут свои имена и фамилии на обратной стороне, а также дату и время начала исследования.

Взрослый дает четкую инструкцию, например, «Сейчас мы проверим насколько вы внимательные. Постарайтесь выполнить это задание очень хорошо. На листке есть несколько фигурок, по моей команде, внимательно просматривайте ряды слева на право, и зачеркивайте все кружки наискосок, а квадраты горизонтальной чертой. Когда я скажу слово «Стоп», то проведите вертикальную линию там, где остановился ваш карандаш. По моей команде продолжайте зачеркивать фигурки снова. Работайте как можно быстрее, но очень аккуратно и внимательно».

Если возникают вопросы, нужно объяснить их сразу, чтобы задание было понятным абсолютно всем детям

Очень важно чтобы они были заинтересованы в выполнении теста. Чтобы у детей не возникало ощущение испытуемых

Иначе ребенок может растеряется и не справиться с заданием. Количество ошибок обычно начинает возрастать в последних строчках, тут важно будет сказать детям, что осталось работать еще немного, всего минуту.

Как делают пробы на аллергию у детей

Перед тем как делать аллергопробы детям, предварительно выделяют потенциальные группы аллергенов, которые необходимо протестировать с помощью кожных аллергопроб. Процедура заключается в контакте организма с препаратом, содержащим аллергенные вещества в небольшом количестве. Реакция проявляется достаточно, чтобы выявить аллерген, но при этом не нанести вред пациенту. Малышам чаще всего назначают кожные пробы, поскольку они не причиняют сильный стресс.

Подготовка к пробам

Кожные аллергопробы у детей не предполагают радикальных изменений в образе жизни за 24 часа до теста. Можно есть любую пищу, заниматься спортом. Главным условием является временный отказ от антигистаминных препаратов. Наличие данного вещества в крови не позволит получить точный результат.

Противопоказания

Проведение кожных аллергопроб возможно не у всех детей. Существуют группы риска, которые могут столкнуться с рядом осложнений во время проведения процедуры

Поэтому стоит предварительно проконсультироваться с врачом и обратить внимание на несколько противопоказаний к проведению кожных проб, которые могут стать причиной неточного результата или ряда осложнений во время процедуры. Не рекомендуется делать пробы на аллергию детям при:

  • обострении сенсибилизации;
  • простуде, ОРВИ и других болезнях;
  • обострении хронических заболеваний;
  • приеме антигистаминных препаратов.

Проведение процедуры

Анализ может проводиться двумя способами: методом укола (прик-тестирование) или царапины (скарификационный тест). Первый считается более безопасным.

Проводятся аллергопробы в области предплечья. Врач-аллерголог обрабатывает кожу ребенка спиртом, затем наносит на нее капли вещества, содержащего аллергены. Если проводится прик-тестирование, специалист делает неглубокие уколы сквозь препараты, а в случае скарификационного теста он наносит небольшие царапины. Оба метода не задевают кровеносные сосуды, потому что глубина поражения кожных покровов составляет всего один миллиметр. По этой причине данные аллергопробы считаются самыми безболезненными и прекрасно подходят для детей.

После нанесения уколов или царапин должно пройти 15-20 минут. За это время проявится реакция организма: участки кожи набухнут и покраснеют в местах взаимодействия с препаратом, содержащим аллергенное вещество.

Кожные пробы

Аллергологические пробы
на коже

метод диагностики специфической чувствительности организма. Проводится на первом этапе оценки патологии. Показанием для проведения
кожных аллергических проб
является информация из анамнеза (анкетирования, беседы с родителями), указывающие на роль причинно-значимого фактора определенного аллергена или группы.

Особенности метода

Кожные пробы на аллергены у ребенка

Принцип диагностики основан на взаимодействии причинного аллергена с клетками кожи. Если есть сенсибилизация, развивается местная реакция. Врач-аллерголог отмечает ее интенсивность. При выборе аллергенов, вводимых
, учитываются сведения, полученные в результате опроса родителей.

Этот вид диагностики экономичен, достаточно чувствителен

Однако для исключения ошибочных результатов важно
правильно
выполнять технику постановки. Результат
пробы
при
аллергической
болезни виден практически немедленно

Метод безопасен и не имеет ограничений по возрасту.

Как делают аллергопробы?

Аллергопробы делают только в медицинском учреждении

Диагностика проводятся с помощью готовых водно-солевых экстрактов различных аллергенов: эпидермальных, пыльцевых, пищевых, пылевых.

При тестах способом скарификации на тыльную сторону предплечья на небольшие царапины ребенку наносятся капли аллергенов. Капли находятся на коже 10 минут. Затем их вытирают, ждут 10 минут и смотрят, не появилось ли покраснение и волдырь. Вывод о положительном результате делается на основе совпадения рассказов, полученных от родителей, с реакциями на коже + + для детей до 3 лет и +++ для детей после 3 лет.

Расшифровка
проб способом скарификации следующая:

Виды проб на коже

Внутрикожная проба проводится для выявления отдельных аллергенов

При сомнительных результатах скарификационных проб делают внутрикожные пробы. При их проведении существует риск развития системной реакции. Поэтому раствор аллергена разводят в 100 раз и более.

При технике prick-тестов аллергены поступают в кожу с помощью специальных одноразовых ланцетов уколом. Чаще всего тестирование выполняют на ладонной поверхности предплечья или на спине.

Для диагностики контактного аллергического дерматита и фотоаллергических реакций выполняют аппликационные кожные тесты (path-tests). В качестве аллергенов берут лекарства и химические вещества. Раствор используется в концентрациях, не провоцирующих раздражение кожи у здоровых людей.

Чтобы
сделать
аппликационные тесты, нужно будет посетить врача 3-4 раза. В первый визит аллерген наносят на кожу. Через двое суток лоскуты снимают и через 15-20 минут врач смотрит местную реакцию. Заключение теста делают при осмотре через 72 часа.

Правила проведения кожных проб

Диагностику аллергии у детей проводят при соблюдении правил

Кожные аллергопробы
проводятся только в лечебном учреждении, где есть медицинское оборудование, квалифицированный персонал и лекарства на случай возможности развития анафилактического шока. Однако такой исход диагностики бывает очень редко.

Детям до 3 лет обследование проводится в неполном объеме: за один раз можно ставить не более 5 проб с неинфекционными аллергенами. Не более 10 проб выполняется у детей старшего возраста.

Подготовка к аллергопробам
исключает прием антигистаминных лекарственных средств за 2-3 суток до тестирования, стабилизаторов тучных клеток (кетотифен) за 14 дней. Нежелательно проводить тест на фоне приема антибиотиков.

При выявлении грибковой сенсибилизации необходимо за 2 дня до теста исключить из питания продукты, содержащие микроскопические грибы: плесневые сорта сыров, кефир, творог. Нельзя употреблять эти продукты в день диагностики и на следующий день, так как возможна активация местных реакций через сутки.

Для диагностики аллергии на лекарства у детей кожное тестирование проводят редко, поскольку обычно сенсибилизацию вызывает не сам препарат, а продукты его расщепления. Их сложно определить.

Кожные пробы на аллергены у детей
имеют противопоказания. Диагностику не проводят в период обострения болезни и сразу после острой аллергической реакции, при присоединении вторичной инфекции, если ребенок пережил анафилактический шок, страдает нервными расстройствами.

Аллергопробы у детей
имеют высокую достоверность (95%) в случае отрицательного результата. Введение аллергена
кожно
при отсутствии местной реакции исключает наличие сенсибилизации к нему. При положительной реакции в ряде случаев тест дает ложный результат. Причиной их может быть пониженная реактивность кожи у детей раннего возраста (до 5 лет), неправильное хранение аллергенов или нарушение техника выполнения
аллергопроб для детей
.

Провокационные тесты

Принцип провокационных тестов заключается в оценке реакций со стороны пациента при введении постепенно нарастающего количества причинных аллергенов. Это наиболее точный метод диагностики, но и опасный. Проводится при строгих показаниях в период исчезновения симптомов заболевания.

По способу введения аллергена провокационные пробы бывают назальные, конъюнктивальные, ингаляционные. Детям с аллергией на пищу предполагаемый продукт дается через рот.

Недостатки провокационных проб заключаются в следующем:

  • за один раз можно провести пробу только с одним аллергеном;
  • результаты исследования тяжело поддаются количественной оценке, особенно при аллергическом рините или конъюнктивите;
  • метод сопряжен с высоким риском развития тяжелых аллергических реакций.

Пробы противопоказаны, если в анамнезе есть указания на немедленное развитие крапивницы, отека Квинке, приступов удушья или анафилактического шока при контакте с данным аллергеном.

Тест Кюсси

Инструкция

Время выполнения одной карточки не должно превышать 1 мминуты.

Показатели теста Кюсси вычисляются по скорости и степени точности выполнения каждого задания. При решении задачи возможны ошибки двух видов:

1) элементы ошибочно включены в искомую фигуру;

2) пропущены элементы, которые испытуемый должен был включить в искомую фигуру.

Точность выполнения задания — В — вычисляется по формуле успешности, которая часто используется в исследованиях по восприятию:

В = (С — W) / (С + О) x S

Здесь С — общее количество всех отмеченных испытуемым элементов, W — количество неправильно отмеченных элементов, О — количество пропущенных элементов, которые следовало отметить, S — количество всех элементов в карточке.

Вводится еще показатель скорости (время, затрачиваемое на выполнение). Оба показателя (точности и скорости) можно перевести в единую десятибалльную шкалу со средним показателем 5. После шкалирования получаем показатели В (точности) и Т (скорости), а общая успешность по всей методике будет А = В + Т.

Помимо показателя общей успешности А в этой методике сконструирован еще структурный показатель S , который дает представление за счет чего — скорости или точности — испытуемый достигает успеха: S = В/Т. При анализе экспериментального материала сразу ясно, что испытуемый относится к «скоростному типу», если S < 1, и к «точностному типу» если S > 1.

Кроме этих основных показателей, в данной методике есть еще мотивационный показатель, который получен благодаря включению в методику времени работы над ней, которое показывает степень заинтересованности испытуемого в решении заданий.

Поскольку методика используется при изучении влияния стресса на психику, можно использовать ее до стресса (например, экзамена) и после стресса и сравнить сдвиг показателя А.

Как интерпретировать результаты

С помощью «Корректурной пробы» выявляются несколько психологических свойств ребенка. Объем внимания – способность запомнить и удержать в памяти сразу несколько фигур и разных действий с ними. Работа памяти в течение 10 минут, отведенных на выполнение задания.

Часто дети начинают работу не очень хорошо, в середине показывают хороший результат, а ближе к завершению тестирования, устают и начинают допускать ошибки

Подведенные итоги дают оценить также, навык хорошо сосредотачивать внимание на задании, концентрации, переключаемость

Гибкость внимания – способность сосредоточится на решении одной задачи, а по истечению времени и по сигналу взрослого, остановится и переключится на новую.

Самое важное – темп и качество работы. Оценивается результат по количеству пропущенных фигурок, или же зачеркнутых неправильно, а также общим числом строчек, которые успел просмотреть ребенок за отведенное время

Минус обработки «метода Бурдона» в том, что сложно вычислить результат правильно, без помощи специалиста. Часто плохие итоги могут быть не только по причине отставания в развитии внимания и психологических проблем у ребенка, но и просто от растерянности или страхом получить плохую оценку. Поэтому интерпретируют результаты педагоги и психологи, чтобы четко обозначить где норма, а где отклонение.

Концентрация внимания рассчитывается по формуле:

К=С+С/П или же К=С^2/П

где К – обозначает концентрацию
С – количество просмотренных строчек за 60 секунд
П – количество ошибок, пропусков и неверно зачеркнутых фигурок.

Нет какого-то определенного числа для результата, но чем выше получилось значение, тем лучше. Значит уровень концентрации весьма хороший и нет повода для беспокойства. Если же значение вышло меньше, чем число просмотренных рядов за 60 секунд, то этому ребенку нужна помощь психолога, так как уровень концентрации совсем низкий.

Устойчивость внимания считается отдельно для каждого интервала времени, так же по формуле:

А=S/t

А – обозначает скорость и темп выполнения работы.
S – Число просмотренных фигур за минуту
T – Время выполнения самого задания

Обработка итогов:

Если значение от 0 до 2, то устойчивость внимания очень хорошая, от 3 до 4 – умеренная, от 5 до 6 – средний результат, от 7 до 8 – уже плохо, достижение ниже среднего, а значение 9-10, говорит о критически низкой устойчивости внимания и требует работы с психологом.

Чтобы узнать коэффициент переключаемости используется формула:

С=S_0/S

S_0 – Количество неправильно зачеркнутых фигур
S – Общее число строчек просмотренных ребенком

Чтобы оценить переключаемость, детям дается задание вычеркивать разные фигурки в четных и нечетных рядах.

Если процент составляет от 0 до 20 – очень хорошо, от 21 до 40 – высокий показатель, от 41 до 60 – средний уровень, от 61 до 80 – плохо, 81 – 100 процентов свидетельствует об очень низкой переключаемости.

Показания к проведению у детей

Процедуру проводят в специализированных медицинских центрах. Кожные пробы на аллергены у детей делаются под контролем врачей, потому что иногда во время процедуры возникают осложнения и пациенту может понадобиться незамедлительная помощь специалистов. Есть 3 причины для проведения аллергопроб:

  1. Если у ребенка есть подозрение на пищевую аллергию. Тогда необходимо сделать анализ, чтобы выявить аллерген и определить потенциально аллергенные продукты.
  2. Если у него был анафилактический шок.
  3. Если у ребенка возникла реакция на вакцину и надо подтвердить ее аллергическую природу.

Полученные данные используются не только для постановки точного диагноза, но и для определения тех групп аллергенов, которых родителям не стоит опасаться.

Проведение корректурной пробы среди младших школьников

В процессе проведения теста нужно следить за тем, чтобы дети не отвлекались от работы с бланком

 Инструкция:

  1. Учитель (или психолог) раздаёт бланки с рисунками и объясняет правила выполнения теста: взрослый называет предметы, а ребята вычёркивают соответствующие элементы в каждой строке, двигаясь слева направо, по команде «Черта!» испытуемые проводят прямую линию, отделяющую пройденный блок от ещё не рассмотренных.
  2. Дети берут в руки карандаши (ручки лучше не использовать, так как неожиданно закончившиеся чернила собьют малыша с толку и отвлекут от теста) и по сигналу педагога начинают работать.
  3. Через 10 минут ученики откладывают пишущие предметы, а учитель собирает бланки ответов.

Для младших школьников диагностику Бурдона рекомендуется проводить на бланках с изображёнными человечками (ребёнку потребуется вычеркнуть всех девочек (мальчиков), рожицы с тёмными волосами или с грустными лицами) или геометрическими фигурами. Дети могут запутаться в буквах алфавита или цифрах, поэтому результаты окажутся не вполне объективными. 

Для совсем маленьких ребят, не умеющих читать, тест может быть также представлен в виде расположенных в ряд домиков или листиков. Усложнить работу можно, сформулировав задание так: «Нарисуй в каждом домике окошко, а к листику добавь веточку».

Побочные эффекты

Если участки поражения кожи не заживают, появляется риск обострения аллергической реакции. Возможно проявление гиперчувствительной реакции замедленного типа. Она начнет проявляться через 6 часов и может продолжаться до 24 часов. Необходимо немедленно обратиться к врачу, если:

  • появился зуд в каком-либо месте;
  • по телу начали распространяться кожные реакции различного типа;
  • у ребенка проявились проблемы, связанные с дыхательными путями: чихание, кашель, зуд, отек горла, глаз, голос стал сиплым;
  • появились сильная тошнота, боли в желудке;
  • понизилось артериальное давление, ребенок чувствует головокружение или потерял сознание

В случаях появления тяжелых симптомов, а также быстрого ухудшения состояния необходимо вызвать бригаду скорой медицинской помощи.

Назначать аллергопробы детям должен только специалист, а процедуру стоит проводить в медицинских учреждениях только под контролем врачей.

Усидчивость и внимательность — важные качества для успешного усвоения знаний. Особое значение они имеют для младших школьников, только начинающих получать образование

Задача учителей и родителей — помочь малышу научиться сосредотачивать внимание, для чего взрослым необходимо знать, насколько сформирована у ребёнка способность к концентрации. Определить это поможет корректурная проба (тест Бурдона)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: