Зигмунд фрейд

Критика фазовой модели психосексуального развития

Фазовая модель психосексуального развития часто подвергалась и продолжает подвергаться критике. Со временем были высказаны следующие замечания:

1. Критики убеждены, что ребёнок или малыш фокусируется не на удовольствии, а на привязанности и любви.

2. Фрейд считал, что все дети переживают фазы в одном и том же порядке. Однако это предположение не было подтверждено до сегодняшнего дня.

3. Фрейд также предположил, что дети очень эгоцентричны. Соответственно, дети неспособны вступать в межличностные отношения. Однако сегодня, очевидно, что дети устанавливают отношения со своими родителями с самого рождения.

4. Согласно Фрейду, когда расстройство возникает в какой-то фазе, оно оказывает влияние на развитие личностных черт. Некоторые критики считают, что такой тесной связи не существует.

5. Поскольку в современном обществе мальчики и девочки часто растут вместе, развитие страха кастрации и зависти к пенису больше не распространено. Кроме того, тезис о комплексе Эдипа или Электры считается сомнительным в современной науке.

Забывание слов

Если твой собеседник никак не может вспомнить слово или выражение — скорее всего, либо его беспокоят ассоциации, связанные с ним, либо подсознательно он выражает свое несогласие с ним. Пример, который произошел с самим психологом, — это разговор с мужчиной, который долгое время не мог вспомнить латинское слово «aliquis», что переводится как «кто-то». Для него оно ассоциировалось с другими словами — «водой» (aqua), «кровью» (sanguis) и «календарем» (fastis). Разгадка была проста: в момент, когда мужчина испытывал сложности с вспоминанием этого слова, его беспокоила задержка месячных у любовницы. Его мозг старался блокировать тревожные мысли, заодно лишая мужчину возможности восстановить в памяти слово, которое ассоциировалось с беспокоящей ситуацией. Еще одним ярким примером оговорок по Фрейду считается забывание имен или памятных дат. Если ты забыл о дне рождения своего знакомого или не можешь вспомнить, как зовут твоего коллегу, это всего-навсего значит, что информация не важна для тебя.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет,
но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые
интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений.
В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим,
чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье
и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе?
Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц,
то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных
и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей,
творческой самореализации и духовных смыслах.

Как Фрейд представлял себе устройство психики?

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд не систематизировал свое учение о человеке. У него была собственная схема, но он предпочитал демонстрировать ее в действии, описывая случаи из практики.

Одна из лучших систематизаций теории Фрейда представлена в книге «Словарь по психоанализу» Жана Лапланша и Жана-Бертрана Понталиса. Они показали, что Фрейд пользовался двумя топиками (то есть схемами), под которыми и понимается учение об устройстве психики.

В первой топике речь шла о том, что у психики есть две основные инстанции: нижняя — бессознательное, верхняя — сознательное. Между ними существует инстанция цензуры, также бессознательная. Бессознательное имеет природу энергии, это резервуар напряжений (или влечений).

Теория Жана Пиаже

Как и Фрейд, швейцарский психолог Жан Пиаже(1896-1980) также был заинтересован в том, чтобы аккуратно вывести детскую психологию на стадию развития.

Пиаже разработал когнитивную теорию, чтобы помочь понять, как работает психология детей с точки зрения того, как дети понимают мир и думают о нем.

В своей теории развития Жан Пиаже выделил 4 стадии развития, которые проходит ребенок в хронологическом порядке.

Он считал, что ребенок должен полностью пройти один этап, прежде чем погрузиться в следующий. Также он постулировал, что возрасты в фазах были универсальными и, следовательно, применимыми для любой культуры.

SOURCE

Этапы детской психологии Пиаже

  • Сенсорно-моторная стадия (0-2 года): ребенок познает мир только через свои чувства.
  • Предоперационная стадия (от 2-7 лет): ребенок может воспринимать слова, но не может их обрабатывать. Ум ребенка все еще только интуитивен, но не логичен.
  • Конкретный этап операции (с 6-12 лет): ребенок начинает понимать символы и понятия на конкретном уровне. Ребенок может заниматься системным и логическим мышлением, но опять же только на конкретном уровне.
  • Стадия формальной операции (12+ лет). Теперь ребенок может более или менее понимать абстрактные понятия, как и взрослый.

SOURCE

Перспективы теории Пиаже на сегодняшний день

Одним из наиболее критикуемых моментов в теории Пиаже является его привязанность к возрасту.

Недавние исследования детской психологии показали, что он часто недооценивает умственные способности детей. Например, на предоперационном этапе дети, как правило, имеют гораздо больше самосознания и осознания мыслей других людей, чем он считает.

Как запрещать, чтобы не травмировать

Будьте последовательны в запретах и разрешениях.

Если вы разрешили играть в компьютер ровно час, то не должно быть никаких «еще пять минут». Если однажды уступить, то у ребенка возникает прецедент: значит, все-таки можно, если поканючить. Учтите, что потом будет сложнее возвращать его в прежние правила.

Пожалейте ребенка: ему горько из-за отказа.

Скажите: «Я понимаю, что ты злишься. В детстве мне тоже было обидно, поэтому я тебя понимаю. Мне жаль». Или просто посидите рядом, помогите пережить эту несправедливость.

Вводите ограничения постепенно.

Когда запреты оглашаются списком, большая их часть, скорее всего, тут же забудется. Кроме того, ребенок запротестует: ему покажется, что отныне жизнь состоит из одних ограничений.

Аргументируйте отказ.

Категоричное «потому что я так сказал(а)» не подойдет

Ребенку важно знать, что отказ — это не прихоть взрослых, а, например, забота о его безопасности

Предлагайте альтернативу. 

Прежде чем запретить, найдите разрешающий вариант. «На обоях рисовать нельзя, а в альбоме можно», «Во дворе можно бегать, а дорогу можно переходить, только держа меня за руку».

Выполняйте обещанное, особенно наказания. 

Хорошо обдумайте, прежде чем пригрозить, потому что придется быть последовательным и отвечать за свои слова. Когда взрослые просто грозят наказанием, для ребенка это достаточный повод вообще не выполнять правила: если родители не выполняют, значит, и ему можно.

Установите семейные правила. 

Например: с мячом можно играть только на улице; нельзя перебивать, когда разговаривают взрослые; разрешено громко бегать в квартире и шуметь только до девяти вечера, потому что соседи отдыхают; после работы полчаса маму никто не дергает; в девять часов вечера дети идут спать.

Оглашайте запреты заранее. 

Эмоциональное наказание в порыве гнева дестабилизирует ребенка: вчера было можно, а сегодня нельзя только потому, что мама не в настроении. Старайтесь сделать так, чтобы правила были понятными и не зависели от эмоционального состояния.

Не вымаливайте прощение.

Если вы накричали на ребенка или импульсивно шлепнули, достаточно просто извиниться: «Я сожалею, что не сдержалась». Категорически нельзя вымаливать прощение, заискивать, заглядывать в глаза и уж тем более предлагать загладить свою вину какой-то покупкой. Таким образом ребенок встает в позицию «над родителями» и у него появляется искушение покомандовать ими.

Говорите спокойным ровным тоном, без агрессии и угроз в голосе.

«Я предупреждала, что будет, поэтому ты наказан. Я по-прежнему тебя люблю. Понимаю, что тебе обидно, кажется несправедливым мое решение, но ты нарушил обещание». За этим стоит родительская сила, и ребенок подчиняется правилам.

Не торгуйтесь. 

Говорите о своих требованиях участвовать в бытовых делах уверенно: «Это наш общий дом, поэтому мы вместе делаем его чистым» В противном случае ребенок начнет выдвигать ультиматумы или требовать «плату» за каждый свой шаг: «Я помою посуду, если ты…». 

Обозначьте детское и взрослое время. 

Например, после девяти часов вечера наступает время родителей, а ребенок идет спать. Он может лежать с открытыми глазами, но в своей кровати и не бегает по дому. Сколько угодно можно говорить об уважении к родителям, но ребенок понимает только через действия: в заботе о себе вы показываете ему, как это делать.

Включайте ребенка в вашу жизнь, а не выстраивайте все вокруг него. Помните о том, что сначала появились муж и жена, и только потом — ребенок. Покажите ему, что в мире есть ограничения, научите его следовать правилам. И не путайте свободу с вседозволенностью. 

Материалы по теме:

  • Воспитание «по Гиппенрейтер»: границы разумного
  • Откуда берутся ответственные дети? 
  • Мама, папа, я — лучшие друзья? Побочные эффекты воспитания «на равных»

Так что же такое психоанализ?

Это специфическая терапия, метод лечения, разработанный Фрейдом. Он представлен в виде общения пациента-анализанта с аналитиком-психологом. На приеме пациент ложился на кушетку, закрывал глаза и вербализировал мысли, проговаривал свои сны, фантазии, ассоциации – все, на что способен его мозг, подсознание.

На время сеанса Фрейд превращался в отца или мать пациента и вел диалог от их лица. Благодаря такому подходу, ему было легче вытащить обиды, запретные влечения, агрессию, злобу и прочие скрытые чувства пациента. Этот процесс психолог называл трансфером. Чтобы он произошел, многим пациентам необходимы были годы. Но в итоге, если психоанализ проходил успешно – пациент избавлялся от неврозов, комплексов, негативных мыслей.

«Терапия не делает человека счастливым, она лишь помогает чувствовать себя менее несчастным», – писал Фрейд в своем труде «Недовольство культурой».

По мнению психоаналитика то, что приходит во снах и является основными причинами проблем наяву. Большое значение в этом плане уделяли снам с сексуальным подтекстом. Символы, сюжеты снов ученый называл «царской дорогой к бессознательному».

Чтобы больше узнать о пациентах, Фрейд изобрел метод свободных ассоциаций. Он показывал картинку или говорил слово и просил назвать первое, что пришло на ум пациенту. На основании полученной информации доктор делал заключение о внутренних конфликтах анализанта, которые были причинами его беспокойства, психоэмоциональных расстройств, а также других проблем характера.

До Фрейда люди осознавали, что не все понимают о своем внутреннем мире и, что психические расстройства, такие как неврозы, берут начало из сферы сексуальности – психиатр называл ее «либидо».

По мнению ученого, либидо – сексуальное влечение есть у каждого с рождения. У младенцев – это «Эдипов комплекс»: новорожденного мальчика тянет к матери, он намерен занять место отца рядом с ней. Когда малыш перерастает Эдипов комплекс, он прекращает желать мать и начинает идентифицировать себя с отцом – так развивается нормальный мужской характер.

Что было особенного и революционного в идеях Фрейда?

В 19 веке мало кто задумывался о внутреннем мире, как отдельной составляющей, влияющей на настоящее и будущее. Но все знали, что в зависимости от настроения отношение к происходящему меняется.

Фрейд стал тем, кто начал копаться в подсознании, разбираться, что и как на него влияет – и это он назвал психоанализом.

Психологическая теория и влиятельный метод лечения, основанный на данной теории, оказал существенное влияние на медицину, психологию, антропологию, социологию, искусство и литературу 20-го века.

Методы, подходы психоаналитика вызывали резонанс, потому что были новаторскими и не воспринимались консерваторами. Однако были и другие – люди приходили к Фрейду за помощью и получали ее. Часто это происходило не с первого раза, но сеанс за сеансом пациентам становилось лучше, и они избавлялись от комплексов.

Пускай психоанализ был и остался спорной дисциплиной, но явные факты говорят о том, что он работает. Приверженцев и скептиков теорий Фрейда не убавилось и до сих пор. Для многих его книги и теории остаются актуальными в 21 веке.

Детская психология на сегодняшний день

Как вы, возможно, заметили, многие из великих больших теорий психологии детей были сосредоточены на строгом хронологическом развитии:

Как мы изменяем наш способ мышления, восприятия, чувств, отношений и поведения по мере взросления.
А также большое внимание уделяется тому, что происходит, когда мы уходим с определенного «курса» .

Во второй половине 20-го века большие всеобъемлющие теории отошли на задний план, и на передний план вышли меньшие теории, основанные на реальных наблюдениях.

Исследователи показали, что идея иметь одну большую теорию детской психологии, объясняющую все это, была слишком амбициозной, и что эти теории, часто были слишком далеки от реальной жизни.

Старые теории детской психологии просто не были достаточно детализированы.

Поэтому сейчас исследователи детской психологии в основном занимаются изучением конкретных областей детской психологии, а не пытаются охватить все.

Известные теории Фрейда и его вклады

В то время как современные теоретики критикуют Зигмунда Фрейда, он является одним из самых влиятельных психологов прошлого и настоящего. Многие утверждают, что его идеи были слишком ограничены, его исследования не завершены, а его теории не имеют доказательств. Но, несмотря на десятилетия критики, о нем все еще говорят, и его работы все еще изучаются почти во всех сферах общества — от воспитания детей до образования, консультирования, семинаров по взаимоотношениям и даже законов.

Важно! «Мало того, что З. Фрейд сильно повлиял на психологию и психиатрию, он также оказал огромное влияние на наше представление о себе и о нашем мире

Можно утверждать, что лишь немногие идеи в истории человечества имели такой широкий и глубокий смысл.» 

Что такое гиперсексуальность

Для гиперсексуальности характерно постоянное, ярко выраженное, повышенное половое влечение, которое практически ничем невозможно удовлетворить. Напряжение не снимают ни частые половые контакты, ни разнообразие партнеров. При этом влечение к определенному человеку отсутствует. Данное состояние не имеет ничего общего с влюбленностью, привязанностью или нежными чувствами. Скорей, это желание продемонстрировать всему миру свою сексуальную неотразимость.

Основной причиной гиперсексуальности является резкое изменение гормонального фона подростка. В некотором смысле, подростковую гиперсексуальность, можно считать не слишком приятным, но вполне нормальным, и что должно утешить родителей, – временным явлением.

В период полового созревания у подростков возникает огромный интерес к противоположному полу. Часто, эта заинтересованность затмевает собой все, что ребенка интересовало ранее: планы на будущее, хобби, отношения с родными, успехи в учебе и прочее. По мере взросления, такие безудержные порывы должны полностью пройти. Главное, чтобы сексуальный голод не подтолкнул подростка к опасным, необдуманным, глупым поступкам и не нанес непоправимого вреда ни его здоровью, ни психологическому состоянию.

Как пережить период подростковой гиперсексуальности

Особенности сексуального поведения, привычки и темперамент формируются годами. Поэтому, при нормальном развитии ситуации, временная повышенная подростковая сексуальность, абсолютно не повлияет на поведение и образ жизни человека во взрослом возрасте.

Чтобы ситуация не слишком накалялась, не травмировала переполненного гормонами подростка и не разрушила теплые взаимоотношения внутри семьи, важно дать ребенку адекватное сексуальное воспитание. Для этого необходимо всегда доступно, без сложных аллегорий объяснять происходящие с ним метаморфозы и с готовностью отвечать на любые, даже самые деликатные и нескромные вопросы

Хорошо, если такой доверительный разговор с мальчиком проведет отец. Если ребенка воспитывает одна мама или в семье не принято обсуждать подобные темы (хотя смущение в данном случае, неуместно), будет разумным воспользоваться помощью психолога. При грамотном подходе, переизбыток чувственной энергии можно легко перенаправить в подходящее русло. Но при этом, важно, чтобы сублимация (искусственное замещение чувств) не привела к появлению комплексов и не вылилась в агрессию. Специалисты нашего Центра имеют большой практический опыт работы с подростками, страдающими гиперсексуальностью. Обращайтесь, будем рады помочь.

Основные положения теории Фрейда о сексуальности

В 1914 году Фрейд писал, что сексуальность способна возникать в одно время с фантазированием. Это само по себе уже предопределяет основания предполагать связь между ними. Сексуальность начинает действовать лишь в том случае, когда благодаря фантазии люди начинают создавать объект своего влечения. Первым из таких объектов становится грудь матери.

Сексуальность является не просто удовлетворением соответствующей физиологической потребности или реализацией инстинкта. Она конструирует образ другого и сценарий отношений с ним. Все это даёт основание французскому аналитику Жаку Лакану сделать свой парадоксальный, но, по сути, правильный вывод: «сексуальных отношений не существует, вне зависимости от наличия полового акта».

Практически каждый раз, упоминая сексуальность, Фрейд оговаривает следующие условия:

  • Сексуальность нельзя сводить лишь к взаимодействию гениталий;
  • Сексуальность и продолжение рода могут не совпадать;
  • То, что названо сексуальностью вне психоанализа, необходимо относить лишь к ограниченной сексуальной жизни.

Данные ремарки становятся принципиально важными, в частности, в теории детской сексуальности. Это связано с тем, что её проявления не относятся к половой жизни. Примером выступает сексуальный характер кормления грудью. Он является таким же неоспоримым, как и обособленность его от половой функции. И мама, и дитя в процессе кормления включаются в обмен специфическим телесным удовольствием (неудовольствием), которое зачастую не зависит напрямую от голода и его утоления. Не случайно основатель психоанализа писал, что именно у материнской груди в первый раз можно встретить два самых сильных человеческих чувства – голод и любовь.

По аналогии с этим, все остальные влечения (анальное, зрительное и голосовое) также отнесены к телесному удовольствию, которое далеко от целей воспроизводства рода и взаимодействия гениталий. Тем не менее, все они могут быть так или иначе задействованы в любовной игре, которая разворачивается между людьми.

Примером выступает разглядывание тела. Это становится практически неотъемлемым ритуалом любого ухаживания и полового акта. Наряду с этим, именно зрительное влечение становится, по мнению Фрейда, источником любопытства и стремления к познанию. Следствием этого становится развитие науки и искусства, о чём он говорит в своем труде на примере Леонардо да Винчи. Таким образом, любое влечение далеко не в любой ситуации определяет самую короткую и прямую дорогу к своей цели. Оно не всегда будет служить целям совокупления между особями и концепции продолжения человеческого рода. Оно может быть направлено на совершенно иные сексуальные цели.

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Теория З. Фрейда

Влечение в психоанализе – одно из основных понятий. Это сила, которая вырывается из подсознания и управляет тобой вопреки разуму.

Понять свои влечения сложно, потому что психикой предусмотрено много защитных механизмов – своеобразных цензоров, которые решают, что тебе можно понять, а что лучше спрятать, чтобы тебя не шокировать. Цензорами выступают нормы общества, запреты родителей и другие «тараканы», которые появляются благодаря цивилизации и жизни в обществе.

Стадии психосексуального развития по Фрейду

Например, не принято испытывать романтическое влечение к коллеге по работе. Но он такой красивый! Поэтому ты можешь даже сама не замечать, как влюбляешься. От этой информации тебя защитить собственное подсознание.

Порой всем вокруг заметна влюбленность девушки, кроме нее самой.

В 20е годы Фрейд разделил влечения на две составляющих:

  • Влечение к жизни – потребность в радости и существовании во всех формах. Либидо также относится сюда.
  • Влечение к разрушению и смерти – неосознаваемая потребность наносить вред самому себе, проявлять агрессию. Даже пара слов, сказанных родителями в детстве, может зародить бессознательное влечение к нанесению себе вреда. Поэтому девушки ищут абьюзов на роль мужа и идут на самую ужасную работу.

Психоанализ предполагает, что появление какого-то влечения в подсознании заставляет тебя испытывать все большую напряженность, и только разрядка от этого напряжения приведет к удовлетворенности.

Кстати, не всегда разрядка предполагает именно получение объекта влечения. Существует сублимация – перевод энергии в приемлемое русло. Например, художники рисуют картины, а писатели – создают книги.

Сама жизнь с точки зрения фрейдизма – постоянная смена напряжения и разрядки.

Конечно, классический психоанализ неоправданно большую роль уделяет именно сексуальному влечению, но на его примере можно понять многие механизмы.

Энергия либидо

Одно из предположений Фрейда касалось либидо, или влечения, как метафоры, гипотетической психической силы, управляющей сексуальностью.

Либидо – психическая сила, сопровождающая человека с рождения и подпитывающая его развитие. На основе представления об этой силе Фрейд начинает строить свою теорию развития психосексуальности.

Примерно в 1900-1905 годах он публикует очерки о теории сексуальности, где предполагает существование определённых стадий развития либидо, мигрирующего в процессе роста ребёнка из одних зон тела в другие. Рассмотрение развития, интеллекта, контроля и т.д. через призму сексуальности заложило основу классического психоанализа.

На смену этому предположению впоследствии (ближе к концу жизни Зигмунда) приходит теория о двух силах – эросе и танатосе («По ту сторону принципа удовольствия»). Оказалось, что одной психической силы недостаточно для объяснения поступков человека.

Эрос – стремление к активности, любви, жизни, продолжению рода. Это движение, активность.

Танатос – стремление к смерти, уничтожению, самоуничтожению, агрессии, завершению. Предположение о танатосе было обусловлено социальной ситуацией в Вене во время второй мировой войны.

Структурная модель психики

Топическая модель психики работала далеко не во всех случаях. И Фрейд подходит к созданию своей структурной модели.

В отличие от топической, похожей на карту местности, структурная модель основана на функциях структур, входящих в состав психики. Эго, Ид, Супер Эго – составляющие этой модели, некие функциональные образования, имеющие свои собственные задачи.

Эго или Я – то, какими мы сами себя видим, что про себя знаем.

В Ид или Оно Фрейд помещает влечения – эротические и агрессивные. По его мнению, вся психическая энергия содержится в Ид. Эго и Супер Эго не обладают собственными источниками силы. Ид – опасное образование, в котором живут драйвы, желания, фантазии, страхи – то, из чего человек черпает психическую энергию.

Отношения Эго и Ид похожи на отношения всадника и лошади. Лошадь – источник движения, а всадник выбирает путь, куда поехать. Проблемы начинаются в тот момент, когда дорогу выбирает лошадь.

Супер Эго состоит из двух частей. Первая – запреты, правила, нормы, так называемое «негативное Я» – что не надо делать, каким не надо быть, совесть, мораль, законы. Вторая – «идеальное Я», представление о том, каким человеком я хочу быть, идеалы для подражания.

Ид, в представлении Фрейда, является бессознательным, хотя идеал классического психоанализа – сделать из Ид Эго, осознать все тенденции (принципиально невозможное желание). Эго, в целом, сознательно, но есть и неосознаваемые зоны – психологические защиты. Супер Эго частично осознаётся, но большой кусок, руководящий нами, остаётся вне поля нашего сознания. К примеру, это переданные нам от родителей и сознательно не обдуманные интроекты о том, как «надо» и «должно».

Внутрипсихический конфликт

Конфликт внутри психики разыгрывается между её структурами. Чаще всего он затрагивает Ид с неприемлемым желанием и Супер Эго с социальными нормами и запретами. Эго разрешает конфликт, выбирая, куда направить энергию. Самый лучший вариант –реализовать желание в подходящий момент, в социально приемлемой форме.

Но есть ситуации, когда стимул является очень сильным, а запрет – очень серьёзным. К примеру, сексуальное желание, направленное на родственника. И такой конфликт оказывается нерешаемым продуктивным путём. Тогда Эго выбирает «сберечь» себя, используя психические защиты (вытеснение, изоляция, рационализация и т.д.). Это – другой вариант обхождения с внутрипсихическим конфликтом.

Принцип реальности и принцип удовольствия

Фрейд предполагал, что, рождаясь, ребёнок представляет собой исключительно Ид и руководствуется принципом удовольствия – стремлением удовлетворить все свои потребности и желания, в том числе противоречащие друг другу, и немедленно.

Принцип реальности – это «Я хочу, но могу подождать», способность осознать невозможность удовлетворения некоторых желаний и пережить фрустрацию по этому поводу. Принципом реальности руководствуется здоровый, не инфантильный взрослый.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: