Эффект зейгарник

Курт Левин

Курт Цадек Левин родился в сентябре 1890 года в городке Могильно, расположенном в прусской провинции Позен. Теперь это территория Польши. Население Могильно составляло пять тысяч человек. В одной из тридцати пяти еврейских семей, проживающих в городке, и появился на свет Курт. Его отец Леопольд Левин знал три языка, имел некоторое музыкальное образование и хорошо вел дела, владея небольшой фермой и продовольственной лавкой. Курт родился вторым ребенком, кроме него в семье было еще трое детей: старшая сестра Герта и младшие братья, Игон и Фриц. Родители любили друг друга и своих детей, уважительно относились к их мнению, в доме царила атмосфера тепла и радушия. Но за пределами еврейской общины Курту Левину с детства приходилось сталкиваться с холодным и жестким отношением. В одном из писем В. Келеру он описывал прусские нравы того времени: «Стопроцентный антисемитизм наигрубейшего сорта, который (…) воспринимался как само собой разумеющееся положение вещей не только помещиками, но и местными крестьянами» (Lewin M., 1992, р. 16). В императорской Германии еврей не мог стать офицером, занять место на гражданской службе или быть землевладельцем. Как пишет его дочь, Мириам, в детстве Курт одновременно ощущал к себе положительное отношение в семье и в еврейской общине и резкое отрицание со стороны внешнего мира. Эта маргинальность сопутствовала ему всю жизнь.

Научная деятельность Блумы Вульфовны

Во время Великой Отечественной войны, после эвакуации из Москвы, Блума Вульфовна работал в нейрохирургической больнице Кисегача на Урале и активно участвовал в работе по восстановлению психической активности тяжело раненых. Результаты этих исследований были позже опубликованы. За этот период укрепились ее научные и личные контакты со многими видными психологами страны — А.Р.Лурией, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожецем, С.Г.Геллерштейном и другими. Позже Б.В.Зейгарник вспоминал их с большой теплотой и любовью, отмечая, что в то время, под влиянием общения с психологами Выготской школы, их представление о патопсихологии формировалось как особая область знаний.

В послевоенные годы Блума Вульфовна работала в Научно-исследовательском институте психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР, где возглавляла лабораторию экспериментальной патопсихологии, которую создала (до 1967 года). В этот период ее научными партнерами стали многие выдающиеся российские психиатры: М.Я.Серейский, С.Г.Жислин, И.Г.Равкин, Г.Е.Сухарева, Д.Е.Мелехов и другие. В этот период сильного идеологического подавления и нарастающей физиологизации психиатрии (особенно после знаменитых «павловских собраний» 1950 года) эти врачи старой медицинской школы не только оставались верными лучшим традициям психиатрии прошлого (которые не могли придумать эффективной работы с душевнобольными без психологии), но поддерживали и защищали как Зейгарника, так и его «молодую» лабораторию. В частности, она чувствовала себя надежно защищенной профессором Д.Е.Мелеховым, бывшим директором Института психиатрии в то время, когда готовился судебный процесс над «врачами-убийцами». Именно он помог сохранить лабораторию и удержать ее в штате Института (хотя уже было принято решение о ее увольнении). За эти годы она провела обширный цикл исследований, который стал научной основой современной психологии.

В то же время Б.В. Зейгарник начал преподавать курс патопсихологии сначала на кафедре психологии философского факультета МГУ, затем (с 1966 г.) на кафедре психологии. С 1967 года — профессор психологического факультета, где работала с большим увлечением до последних дней своей жизни. Заслуги Б.В. Зейгарника были удостоены Ломоносовской премии первой степени (1978 г.) и Международной премии имени К.В. Левина (1983 г.). C. Международная премия имени Левина (1983 г.).

Блума принадлежал к поколению, которому пришлось пережить несколько войн беспрецедентных трудностей, русскую революцию со всеми ее социальными последствиями, тоталитаризм и репрессии. Колесо истории оставило глубокие следы (точнее, раны) в ее судьбе. Это не могло не повлиять на формирование ее личности и всего ее мировоззрения. То, что она была в молодости, когда работала на К. Левина в Берлине, мы никогда не узнаем. Нет ни современников, ни очевидцев. Сама Блума Вульфовна (как и многие люди ее поколения), помнящие то время, говорила мало, скупо и неохотно. Но те, кто знал ее в начале 1930-х годов, после возвращения из Германии (А.Н.Леонтьев, С.Я.Рубенштейн), вспоминали, что она произвела впечатление блестящего (слово А.Н.Леонтьева), жизнерадостного и талантливого человека.

Был ли ее собственный человеческий потенциал полностью реализован? Мы думаем, что нет. Тяжелая борьба за выживание (иногда буквально), конечно, ограничивала возможности для самореализации. Однако Блума Вольфовна сохранила свою уникальную человеческую личность.

В чем секрет личности Б.В. Зейгарника как особого психологического феномена? Вот несколько заметок на ее портрете.

При подготовке этой публикации мы обратились ко многим людям, которые знали ее, с вопросом: «Как вы думаете, что было центральным в личности Блумы Вульфовны? Самыми распространенными ответами, которые мы слышали, были «мудрость», «знание человеческой природы» и «воля».

Все, кто знал Б.В. Зейгарника, единодушно утверждают, что она была одаренной личностью, выдающейся личностью, для которой порядочность была главным критерием в суждении людей.

Отечественная школа экспериментальной патопсихологии Б.В.Зейгарник

Несмотря на наличие трудов по патопсихологии и в дореволюционные годы (по убеждению самой Б.В.Зейгарник, основоположником патопсихологии в России являлся В.М.Бехтерев), именно научная деятельность Блюмы Вульфовны превратила патопсихологию из разрозненной «области знания» в особую ветвь науки, обладающую систематизированной теоретической проблематикой, упорядоченной системой подготовки кадров, очерченной областью практического приложения . Активное сотрудничество Блюмы Вульфовны с учеными-патопсихологами, концентрация их научно-практической деятельности вокруг единых доктрин, принципов и положений, совместная разработка научных идей, теоретических позиций, программ исследования позволяют говорить о складывании и развитии в отечественной патопсихологии особого научного содружества — школы Б.В.Зейгарник. Под непосредственным руководством или при консультативной помощи Блюмы Вульфовны проведено множество научно-практических психологических исследований, определивших дальнейшее развитие методологических принципов изучения психической деятельности и закономерностей развития личности в русле естественнонаучных традиций, которые существенно отличают отечественную патопсихологию от зарубежной. В работах Б.В.Зейгарник и ее последователей была показана возможность исследования с позиций концепции деятельности структуры и механизмов, ранее подвергавшихся лишь описанию, психопатологических проявлений. Отношения между психиатрией и патопсихологией имеют давнюю и сложную историю, свидетельством существования взаимно обогащающих, продуктивных связей в объяснении сущности патологических проявлений служат работы научной школы Б.В.Зейгарник.

Ближайшей соратницей и ученицей Блюмы Вульфовны являлась С.Я.Рубинштейн, изучавшая значение и происхождение естественнонаучного эксперимента . Ученая отмечала существенные отличия патопсихологического исследования от традиционных психологических экспериментов, в первую очередь — его индивидуализированный характер. Указанная специфика требует учета различий в мотивированности действий, отношении к выполняемым заданиям, психическом состоянии испытуемых, образовании, возрасте, не поддающихся формализованному, стандартизированному истолкованию. Экспериментально-психологическое исследование психически больных служит особо тонким индикатором их состояния, отношения к себе, болезни, окружающей действительности. Поэтому патопсихологам в клинической работе чаще приходится оперировать системой понятий, характеризующих личность в целом (мотивация, отношение к делу, самооценка, критичность), и углубляющих тем самым оценку отдельных психических процессов. Патопсихолог не измеряет функции или свойства, а участвует качественном анализе расстройств психики больного, утверждала С.Я.Рубинштейн . С сожалением писала Сусанна Яковлевна о слабом освоении психиатрией экспериментального метода, играющего во многих лабораторных исследованиях вспомогательную, упрощенную роль .

К причинам, препятствующим внедрению эксперимента в психопатологию, ученая относила сложившиеся, привычные для врача методы исследования больных — наблюдение, опрос (так называемый субъективный анамнез), которые неправомерно отождествляются с клиническим методом. С.Я.Рубинштейн высказывала схожее с Б.В.Зейгарник мнение о том, что и систематическое наблюдение за состоянием больного, и расспрос о субъективных переживаниях болезни требуют специальных знаний и навыков от исследователя, дают некоторые данные о различных видах патологии психики. Но чрезмерная опора на яркость и красочность описаний приводят к замене научного анализа и синтеза в квалификации психопатологических симптомов беспредельной каталогизацией дробных и разного родно описанных фактов. Клинический метод исследования психических нарушений, синтезирующий все объективные данные о больном и течении его заболевания, должен включать в себя и наблюдение, и эксперимент, считала Сусанна Яковлевна . Особенно ненадежным и научно необоснованным является заключение о мышлении больного по оценке его словесной продукции. Положение о единстве мышления и речи не ведет к упрощенному представлению об их тождестве. Вопрос о соотношении связности и развернутости речи с логичностью и продуктивностью суждения больных не может быть решен умозрительно, писала СЯ.Рубинштейн и приводила примеры часто встречающегося в клинике сильного расхождения между нарушениями мышления и речью . Подчеркивалось, что только в экспериментальной ситуации и удается выявить имеющиеся, но скрытые нарушения.

Тайна феномена личности Б.В. Зейгарник

Сама Блума Вольфовна была необычайно изобретательна в работе с пациентами

Любой, кому приходилось работать с психически больными, знает, как трудно иногда привлечь внимание пациента, заставить его выполнить самую простую задачу. Она делала это с большим мастерством; она могла «говорить» с депрессивным пациентом и стимулировать активность у вялотекущего пациента

Организовать целенаправленную деятельность пациента, который находится в маниакальном состоянии или бредит. Мягкость, доброжелательность, отзывчивость, которые пациенты показали ей, вызвали их взаимное доверие. Блума Вульфовна умел слушать, направлять пациента одним предложением и направлять его в нужном направлении. Она хорошо освоила методы невербальной коммуникации.

Сейчас, когда мы читаем в ее книгах, что можно найти психологический подход к любому человеку, мы понимаем, что это не пустые слова. Она черпала из своего уникального клинического опыта.

Блума Вульфовна очень хорошо знал психиатрию и поэтому с профессиональной точностью мог общаться с психиатрами на их языке. Они знали это и ценили ее не только как психолога, но и как врача. Они часто отмечали ее ученикам, что, работая в пограничной области знаний (какой является патопсихология), невозможно не знать о достижениях в этой смежной области. Она требовала от своих студентов и сотрудников знаний в области психиатрии и других клинических дисциплин. Она возражала против использования категорий психопатологии для характеристики здоровых людей, особенно творческих личностей. Она отметила: «Здесь говорится о человеке — шизоиде, илептологе, ….. Что это говорит о них?» Использование психиатрических «ярлыков» (как это называл Б.У.) создает у психологов иллюзию новых знаний.

Блума Вольфовна был очень образованным человеком. Спектр ее гуманитарных интересов был разнообразен, ее познавательная активность оставалась высокой даже в последние годы жизни. Она свободно говорила по-немецки, немного знала английский и французский (читала), понимала польский язык. Вся новейшая психологическая литература была предметом ее предвзятого исследования. Не случайно в последнее десятилетие своей жизни она создала новый цикл лекций «Теории личности в психологии иностранцев», который привлек большую аудиторию. Вопрос о преемственности научных знаний (а также преемственности культуры в целом) был для нее самым важным. Только преемственность научных (и, следовательно, культурных) традиций, как утверждал Б.В.Зейгарник, может обеспечить глубину и высокое качество знаний.

Круг постоянного чтения Блумы Вольфовны был большим. Литература по философии, искусству, мемуарам, классической и современной фантастике всегда была на ее столе. Читая классику, она искала ответы на свои мучительные вопросы, даже возвращаясь к ним на лекциях к студентам. Это придало ее лекциям более глубокий смысл и связало материал лекции с более широким контекстом гуманитарного знания.

В последние годы Б.В. Зейгарник питал особое пристрастие к современной фантастике. Особенно ей нравилась проза писателей из сельской местности (особенно В. Распутина) и романы Тендрякова и В. Быкова. Персонажи современников, изображенные в этих работах, их проблемы, переживания, жизненные коллизии приводили ее к новым интересным мыслям, позволяли ей осмыслить новые жизненные переживания.

О личности Блумы Вольфовны Зейгарник, кажется, мы много знаем. Однако, одна загадка все еще остается. Нам, ее современникам и студентам, трудно это решить. Для наших потомков это еще сложнее: поколение, которому она принадлежала, почти не оставило архивов, дневников и писем. Тайна феномена личности Блумы Вульфовны Зейгарник будет долгое время держать исследователей ее работы занятыми.

Создание научных основ патопсихологии

Вся жизнь Б.В. Зейгарник была подчинена идее создания научных основ новой области знаний — патопсихологии. Все свои творческие силы, энергию и интеллект она направила на отстаивание (часто в дискуссиях с другими психиатрами) профессиональной автономии этой области науки и практики.

Она понимала психологию как науку гуманитарную, построенную на системе наук о человеке и обществе. Попытки биологизировать и математизировать психологию подвергались резкой критике и рассматривались как тупой редукционизм, пренебрежение реальным предметом психологического исследования.

Для Б.В. Зейгарник патопсихология — это часть психологии, а не медицины или психиатрии. В соответствии с таким пониманием предмета патопсихологии, она выделила и описала особый класс психологической феноменологии, качественно отличающийся от психиатрической феноменологии. Это психологические феномены отклонений познавательной деятельности при психических заболеваниях (патология мышления, памяти, восприятия и т.д.), расстройствах личности и эмоционально-волевой сферы пациентов.Он создал новую систематику этих явлений, основанную на психологических критериях. Он также изучил ряд основных психологических закономерностей, лежащих в основе психических расстройств: Изменения, искажения мотивационной связи психической деятельности, различные нарушения в системе опосредования и саморегуляции личности. Все это позволило подойти к выделению особого класса синдромов — патопсихологических, что, в свою очередь, открыло новые перспективы для исследования и практической психодиагностики в клинике психических заболеваний.

Проблема соотношения интеллекта и аффекта, одна из центральных для психологии и по сей день, была самой важной для Б.В. Зейгарник, и она постоянно возвращалась к ней, как в научных публикациях, так и в устных выступлениях и в беседах со своими учениками

Таким образом, она сама является человеком, гармонично сочетающим рациональность с высокой чувствительностью, эмоциональной восприимчивостью и столь тонким выражением чувств. Здравый смысл, умение смотреть «в корень» проблемы, видеть суть за фасадом событий, гармонично сочетались с романтикой науки и жизни, духовной высотой помыслов и целей. У Блюмы Вульфовны был ясный и глубокий ум. Ее научные тексты были прозрачны и просты. Простота в изложении сложных научных положений была главным принципом ее научной работы. Она любила простой язык, критически относилась к его «замусориванию» англицизмами, сленговыми выражениями и т.д.

Блюма Вульфовна была человеком длительного развития. Ее развитие продолжалось до последних дней ее жизни

Будучи гармоничного нрава, она всегда с осторожностью и подозрением относилась к любому «творению» в развитии человека, к любому разрыву и искажению. В повседневной жизни, в профессиональном сотрудничестве она старалась избегать людей с дефектами личности, дисгармонией, эмоциональной «дезадаптацией», то есть с тем, что психологи называют комплексом неполноценности

Великие жизненные цели может воплотить в жизнь только человек с сильным, стойким характером. У Блюмы Вульфовны был такой характер. Тяготы жизни, казалось, закалили ее, она не утратила оптимизма, веры в людей, сохранила горячую жажду знаний, особенно человеческих.

Вслед за врачами прошлого, для которых в оценке человека было важно все: походка, речь, взгляд, рукопожатие и т.д., Б.В. Зейгарник также считал все эти внешние проявления важными, умел видеть и оценивать их и создавать психологический портрет человека

Она использовала их для обучения студентов-психологов, молодых специалистов и своих коллег.

Она очень скептически относилась к возможности широкого применения психотерапии. По мнению Б.В. Зейгарник, развитая, гармонично организованная личность должна уметь «настраивать» свой внутренний мир. Она считала, что в психотерапии нуждаются люди незрелые, с несформированной системой психологической саморегуляции.

Эффект Зейгарик

В психологии существует известный эффект, названный в честь его первооткрывателя — эффект Зейгарника. Этот принцип гласит, что незаконченное дело вызывает в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет его вспоминать об этих делах и возвращаться к ним снова и снова в своем сознании. Вкратце, фон следующий. В конце 1920-х годов Блум Зейгарник, ставший впоследствии советским психологом, находился с группой студентов и их учителем в кафе, где они были удивлены официантом, который, не записав его, вспомнил об их большом заказе.

После разговора с официантом, они обнаружили, что он помнит все выдающиеся ордена, но не тот, который он только что выполнил. Зейгарник выдвинул гипотезу о том, что люди по-разному помнят завершенные и незавершенные мероприятия, потому что для них они имеют разные значения. Позже она развила эту идею дальше. В своих экспериментах испытуемым приходилось решать интеллектуальные задачи. Она произвольно устанавливала время для решения задачи и могла в любой момент объявить, что время вышло, а задача не была решена. Через несколько дней испытуемым было предложено запомнить условия поставленных задач. Было обнаружено, что решения проблем, которые были прерваны, запоминаются дважды, так же как и проблемы, которые были решены. Это свойство было названо «эффектом Зейгарника». Зейгарник обнаружил, что запуск задачи создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не будет выполнена. Это напряжение постоянно стремится к реализации, к завершению. Это побуждение влияет на память и поведение человека. То есть, человек стремится выполнить свои задачи. Людям нравится чувство полноты и, наоборот, им не нравится неполнота.

На мой взгляд, важнейший вывод, который можно сделать из этих экспериментов, заключается в том, что одновременно не должно быть много незавершенных задач. Любое задание, которое начинается и не заканчивается, сохраняет напряжение в вашем сознании. Это напряжение отвлекает вашу энергию.

На бытовом уровне это в целом понятно, но, как видите, эффект также был подтвержден экспериментально.

Конечно, у каждого есть свои разумные ограничения по количеству задач, которые он может выполнить. Ты должен понять это и постараться не переусердствовать. Если задача большая и затягивается, лучше разделить ее на части, чтобы получить удовлетворение от подзадач.

Будьте осторожны, когда берете задание. Когда вы берете на себя задачи, берите только те задачи, которые вам действительно нужны.

А самое лучшее то, что у вас могут быть очень старые незавершенные задания, которые уже буквально забыты. Тем не менее, вы можете сдерживать их напряжение и таким образом влиять на ваше поведение. Рекомендуется как можно чаще их извлекать и заполнять.

Завершение высвобождает энергию.

Современные приложения

Влияние эффекта Зейгарника Напряжение памяти

Одной из основ психологии человека является то, что ни один человек не может терпеть абсолютной неопределенности. Каждый человек пытается как можно быстрее найти ответы на все интересующие его вопросы. Так называемый эффект неопределенности основан на этой характеристике человеческой психологии. Абсолютно все статьи, видеоролики и действия, использующие эффект неопределенности, обычно заканчиваются неожиданно, безрезультатно и без выхода из сложной ситуации. Этот эффект часто используется в рекламных роликах, где рекламодатели задают посетителям провокационные и в то же время очень интересные вопросы, на которые можно ответить только нажатием на ссылку. Это позволяет читателям или пользователям сайта гораздо лучше запомнить информацию на странице, даже мелкие детали запоминаются гораздо четче и точнее. Этот эффект называется эффектом Зейгарника и очень эффективен при написании текстов для сети, так как помогает заинтересовать и привлечь новых читателей.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Взаимосвязь обучения и психических процессов
  2. Конформизм: приспособленчество к социальной среде
  3. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем
  4. Процесс индоктринации в педагогике
  5. Понятие посттравматического стресса в психологии
  6. Психологические особенности возникновения интернет-зависимости
  7. М. Вебер: концепция социального действия и его типов
  8. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
  9. Психологические описания: сангвиник и холерик
  10. Формирование этнокультурной компетенции педагогов дошкольных образовательных организаций

Как использовать эффект незавершенного действия в своей жизни?

Многие люди страдают от постоянной тревожности, нехороших предчувствий, плохих воспоминаний. При этом их жизнь вполне благополучна, а судьба к ним благосклонна. За их плечами множество хороших воспоминаний и прекрасных радостных событий, а они мучаются, воспроизводя все время некоторые эпизоды своей жизни.

Психика человека сложна даже у самых простых людей. Большинство тревог и неприятных навязчивых воспоминаний связано с эффектом незавершенности.

Жизнь человека — это не гладкая непрерывная линия. Она состоит из этапов и периодов. Судьбы бывают настолько причудливы, что порой можно говорить о том, что человек прожил несколько жизней. После каждого такого периода остается след воспоминаний, страхов, симпатий и антипатий. В результате негатив предыдущих периодов начинает давить на последующие.

Эффект Зейгарник можно использовать для того, чтобы лучше не только запомнить, но и забыть. Просто незавершенное действие нужно сделать завершенным. Нужно подвести итоги и проститься с человеком, событием, обстоятельствами и последствиями. Оцените роль события в вашей жизни, простите всех, кто перед вами виноват, оцените степень своей обиды, простите себя, извлеките уроки и начните новую жизнь. Это и будет завершением когда-то незавершенного.

Эффект Зейгарник, реклама, прокрастинация и память

Во-первых, теперь вы знаете научное определение чувства вины за невыполненное дело или обещание. Если же говорить серьёзно, то отпечаток, наложенный эффектом Зейгарник, можно проследить на простых примерах из повседневной жизни. А благодаря этому лучше понять природу некоторых своих действий и даже провести небольшой эксперимент над собой.

Ещё в начале 1970-х двое учёных, Дж. Хаймбэк из Nationwide Research Center и Дж. Джейкоби из университета Пардью, провели серию экспериментов о значении и возможностях применения эффекта Зейгарник в рекламе. Использование тактики прерывания продемонстрировало своё положительное влияние на вовлечение и запоминание бренда. Отсюда выводы, которые сегодня широко применяются в рекламной и медийной сферах: 1) ролик должен интриговать с первых секунд, чтобы, отказавшись от просмотра, у человека возникало ощущение незавершённости; 2) недосказанность рекламы или одного из сюжетов способствуют лучшему запоминанию. Эти уловки позволяют «вести» потенциального покупателя не только в процессе просмотра, но и на всей дистанции принятия решений.

Насколько это влияет на современного потребителя? Очевидно, что рекламы вокруг нас сегодня так много, что временами уже на уровне подсознания мы блокируем её в любых проявлениях. Но судить об эффективности приёма можно хотя бы из простого примера. Подумайте, какие фильмы вызывают у вас больший отклик и лучше запоминаются: с открытым финалом (почему-то на ум сразу приходит «Начало» К. Нолана) или те, где история в конце завершается?

Но это всё тоже не более чем занимательные факты. Как можно применять эффект Зейгарник в повседневной жизни с пользой для себя? Как минимум, в качестве инструмента тайм-менеджмента для налаживания эффективной работы и борьбы с прокрастинацией. Для первого вам понадобится избавиться от многозадачности. Другими словами, применить правило «одно дело за один раз». Сконцентрировавшись на выполнении занятия до конца, вы не окажетесь в ситуации, когда сразу несколько дел будут требовать своего завершения и «давить» на вас.

Для того чтобы справиться с проволочками, следует прибегнуть к правилу 15 минут. Если вы интересовались вопросами управления временем раньше, то, наверняка, слышали о нём. Суть заключается в том, что если начать заниматься чем-либо и продолжать 15 минут, то в дальнейшем работа будет идти во многом автоматически, и уже не доставлять такого дискомфорта как сразу. Как говорится, в любом деле главное – начать. Положительное влияние эффекта Зейгарник здесь в том, что, прервавшись от занятия, вы легче вернётесь к его дальнейшему выполнению, поскольку задействованными окажутся мотивационные компоненты памяти.

Но есть и неутешительные данные, которые следует знать всем руководителям. Эффект Зейгарник работает хуже, когда человек ожидает награду. В материале на «Лайфхакере» приводились данные об исследовании университета Миссисипи, подтвердившем этот факт. Две группы участников, как и в традиционном исследовании, работали над заданием. В какой-то момент их прервали и одним сказали, что заплатят за участие, вторым же награду не обещали. После перерыва к выполнению работы вернулись лишь 58% людей, которым раньше заплатили. Тех, кто не ждал оплаты и продолжил выполнять задание, оказалось аж 86%. К тому же, первые ещё и меньше времени тратили на каждое задание. Вывод: получив вознаграждение, человек теряет запас мотивации и в некоторой мере интерес к выполнению работы.

Памятуя об эффекте Зейгарник можно попробовать проделать фокус со своей памятью. Поскольку прерванные занятия запоминаются в 2 раза лучше, можно сознательно не завершать некоторые дела, с целью дальнейшего более детального их воскрешения в памяти. Например, готовясь к экзамену, не стараться изучить тему досконально, а оставлять небольшие пробелы. Попросту говоря, не стоит быть перфекционистом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: