Когнитивно-поведенческая терапия (кпт): как избавиться от деструктивных установок

Наиболее популярные техники когнитивной психотерапии

Лечение психических расстройств при помощи когнитивной психотерапии является не просто способом борьбы с определенным заболеванием. Этот подход в терапии формирует у пациента особый взгляд на все происходящее в его жизни. Тем самым удается предотвратить развитие рецидивов и других психических расстройств. Человек, обученный основам когнитивной психотерапии, способен систематически отслеживать собственные негативные эмоции и трансформировать их в рациональные мысли. Особенно эффективен этот метод при борьбе с паническими атаками.

Все техники, используемые в когнитивной психотерапии, можно разделить на две большие группы:

  • техники, направленные на выявление автоматических мыслей негативной направленности. Основным способом достижения этой цели является опрос пациента, но также психотерапевт может использовать технику проигрывания ролей. После того как автоматическая мысль будет пациентом найдена, терапевт должен проверить ее поведенческими факторами, а также логическим анализом. В некоторых случаях выявленные убеждения оказываются мифологемой, но чаще всего подобные мысли, все же, имеют место в действительности, хотя и не осознаются пациентом. Терапевт должен выявить взаимосвязь автоматической мысли с травматической ситуацией и патологическими эмоциональными реакциями;
  • техники, позволяющие выявить необоснованность автоматической мысли и когнитивно ее реконструировать. Человек сможет отказаться от неадаптивной мысли только в том случае, если будет полностью уверен в ее «неправильности». Прежде всего, обоснованность подобного мышления можно проверить следствиями из него. Эта техника называется декатастрофизация или «что, если». Пациент представляет последствия ситуации, которая его страшит, и понимает, что на самом деле ничего ужасного не произойдет. Подтолкнуть человека к проверке нерациональных мыслей можно реальными действиями. Если пациент страдает депрессией, считая, что он ни на что не способен, то ему можно давать небольшие задания. Их успешное выполнение вернет человеку веру в собственные силы. Также психотерапевт может предложить пациенту сравнить его ситуацию с другим случаем из его практики. Жалея больного с аналогичными проблемами, пациент автоматически жалеет себя. В результате негативное отношение к себе изменяется жалостью и симпатией. Аналогичного результата можно добиться при использовании метода катарсиса, когда психотерапевт побуждает пациента выговориться и поплакать. Кроме того, существует большое количество других методов, позволяющих изменить когнитивные установки.

На протяжении всего курса терапии пациент получает домашние задания. Он должен отслеживать автоматические мысли и фиксировать свои ощущения в специальную тетрадь. Психотерапевт может рекомендовать прочтение определенной литературы и прослушивание записей психотерапевтических сеансов.

Чаще всего психотерапия носит индивидуальный характер, но также может быть использована и групповая форма работы. В последнем случае разбираются ни отношения между отдельными ее членами, а оценивается рациональность их мышления и поведения.

Ошибка игрока (gambler’s fallacy)

Часто, принимая решение, люди опираются на свой жизненный опыт. Разум воспринимает события как взаимосвязанные и игнорирует тот факт, что они могут произойти «случайно».

Представь опыт с подкидыванием монетки. Если 9 раз подряд выпал «орёл», логично предположить, что на 10-й появится «решка». Кажется, что чем чаще происходит одно событие, тем больше шансов, что в следующий раз произойдёт противоположное. На самом деле, это не так. По теории вероятностей, исход случайного события всегда один и тот же и составляет 50/50%. В этом случае ты попадаешь сразу в две «ловушки» когнитивного восприятия. С одной стороны, пытаешься найти порядок и закономерность во всём, с чем имеешь дело. С другой, слепо доверяешь интуиции, игнорируя логику.

Помощь специалиста

Если вы понимаете, что обычные методы вам не помогают, и не переживать из-за проблем больше чем нужно вы не можете — доверьтесь психологу. Таким образом вы не только научитесь контролировать свои эмоции, но и расстанетесь с рядом серьезных проблем из прошлого, которые могут разрушить будущее.

Стоит также проверить исправность эндокринной системы и щитовидной железы в целом. Сбой в гормональном фоне негативно влияет на стрессоустойчивость организма.

Кроме того, проверить уровень защиты организма легко через ДНК-исследование. Оно покажет, как работают главные «дирижеры» нашего эмоционального состояния — серотонин, дофамин и норадреналин, и вы узнаете, насколько вам организм подвержен стрессам и уязвим перед внешними раздражителями, а главное — поймете, что вам с эти делать. 

Упражнения на воображение

Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.

  1. Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
  2. Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).

Я мысленно дорисовала девочку. А вы?

  1. Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
  2. Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.

Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек — швейцарский нож»

  1. Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?

Схема-терапия

Для любителей четко раскладывать все по полочкам. Подход схема-терапии строится на том, что все жизненные ситуации делятся на адаптивные, которые помогают выжить, и дезадаптивные, которые мешают. Собственно, задача терапевта — переформатировать схемы клиента.

Одним из крутых приемов схема-терапии является рескриптинг, то есть буквально переписывание травматичных воспоминаний. Клиент учится беречь свою уязвимую часть, меняя ощущение от травматичного воспоминания. Например, вместе стыда и беспомощности человек учится испытывать защищенность и безопасность.

Сеанс немного напоминает машину времени — взрослый клиент из настоящего как будто идет к себе прошлому и всячески себя прошлого комфортит.

Упражнения для выработки когнитивного мышления

С детства нас учат мыслить однозначно. Большинству людей характерен такой тип мышления: «Раз у меня ничего не получается, значит, я неудачник и никчемный человек». Подобные мысли очень сильно ограничивают поведение человека, и он даже не пытается опровергнуть их. Исправить ситуацию поможет упражнение «Пятая колонка». Возьмите лист бумаги, на котором изобразите таблицу, состоящую из пяти колонок:

  • 1-я колонка – впишите проблемную, с вашей точки зрения, ситуацию;
  • 2-я колонка – опишите собственные чувства и эмоции, возникающие в данной ситуации;
  • 3-я колонка – укажите автоматические мысли, наиболее часто возникающие в этот момент;
  • 4-я колонка – запишите собственные убеждения, на основе которых возникают описанные вами автоматические мысли. Подумайте, какие установки могут стать причиной подобного мышления;
  • 5-я колонка – постарайтесь опровергнуть мысли, перечисленные вами в 4-й колонке. Запишите установки положительной направленности.

Если вы в дальнейшем окажетесь в стрессовой для себя ситуации, то вызывайте в памяти мысли, идеи и установки, перечисленные в пятой колонке.

После того как вы выявите автоматические мысли, можно выполнить различные упражнения, помогающие изменить собственные установки. Например, можно попробовать совершить в реальных условиях поступки, которые ранее не делались, а затем оценить достигнутый результат.

Когнитивная психотерапия может быть полезна не только при лечении психических расстройств. Даже у психически здорового человека могут быть личностные проблемы, справиться с которыми самостоятельно не получается. Не стоит игнорировать их, ведь именно нерешенные проблемы приводят к снижению самооценки, неудовлетворенности собой и депрессии. Если у вас есть негативные переживания, то можно попробовать самостоятельно воспользоваться методиками когнитивной психотерапии или обратиться к специалисту.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог.

Врачебный стаж: 11 лет

Когнитивные искажения, которые (обычно) помогают принимать решения

Одна из частей нашего мозга, так называемый рептильный мозг, может оказывать огромное влияние на процесс принятия решений человеком.

  • Он принимает решения на основе привычек. При этом привычка — это решение, принятое в прошлом, которое мы неосознанно воспроизводим.
  • Рептильный мозг принимает решения очень быстро, основываясь на чувствах, в то время как более развитая часть человеческого мозга задействует логику. Поэтому у нас принятие решений занимает больше времени. Если речь идет не о срочным решениях, то это даже лучше.
  • Мы выбираем то, что нам знакомо. Если спросить человека, какие бы ягоды он съел: знакомые или незнакомые, он, скорее всего, выберет первый вариант — из соображений выживания. Мы предпочитаем все знакомое, чтобы экономить время и энергию.

Рептильный мозг работает очень быстро, чтобы сократить количество времени и энергии, необходимых для принятия решения. Есть множество других когнитивных отклонений, которые прослеживаются при принятии решений. Вот три ошибки мышления, которые чаще всего случаются:

Склонность к подтверждению своей точки зрения. Мы часто сканируем новостную ленту и выбираем информацию, соответствующую нашим представлениям

То же самое с решениями: мы определяем для себя, какую информацию следует учитывать при принятии решения, исходя из того, насколько она созвучна нашим убеждениям.

Эффект якоря — внимание уделяется одному аспекту решения, которое может быть главным фактором, а может и нет. Пример: решение о покупке подержанного автомобиля принимается на основе показаний одометра, а не на основе состояния двигателя, параметров безопасности автомобиля, надежности производителя и других факторов.

Склонность к самоуверенности

Например, вы уверены, что идете по правильному пути, хотя на самом деле потерялись.

Все эти когнитивные искажения, с одной стороны, помогают принимать решения быстрее и легче, но это не значит, что эффективнее. С другой, если мы попытаемся от них отказаться, принятие решений станет более трудоемким процессом. Так как же быть?

Причины

Для развития расстройства адаптации необходима индивидуальная предрасположенность и физическое или психологическое стрессорное воздействие. Стрессом в психологии называют состояние напряжения адаптационных механизмов. Стрессоры могут быть единичными, множественными и продолжительными по времени. Стрессоры не всегда являются психотравмирующими событиями, но могут послужить причиной нарушения адаптации. К типичным стрессорным ситуациям относятся проблемы во взаимоотношениях, в профессиональной деятельности, возникновение чрезвычайных ситуаций и др.

Нередко расстройство адаптации возникает у людей, во время прохождения военной службы, например в армии. Не каждый человек способен легко адаптироваться к новым условиям. Если солдат не способен самостоятельно пройти адаптацию к вынужденным изменениям, то можно говорить о расстройстве адаптации.

Трудно выделить единую причину, послужившую развитию расстройства у военнослужащих. Как правило, на его возникновение влияет совокупность факторов.

Расстройства адаптации широко распространены у детей (до 25% всех психических расстройств). Изменения в системе образования, сильные учебные нагрузки, изменение режима питания и др. факторы повышают уровень невротизации и могут приводить к ухудшению социальной адаптации школьников.

Когнитивно-поведенческая терапия

Поиск и осознание автоматических мыслей — основа метода когнитивно-поведенческой терапии. В нашей голове за сутки возникает порядка шести тысяч таких быстрых мыслей, которые являются откликом на происходящее с нами. Они всегда оценочны, и зачастую это негативные оценки. Автоматические мысли эволюционно оправданны — они нужны, чтобы мы могли быстро реагировать на изменения в окружающей среде. Большинство мыслей мы не успеваем даже осознать, но они запускают определенную эмоциональную реакцию. Для того чтобы понять, почему наше состояние изменилось (появились тревожность, страх или апатия), надо выявить, какая именно мысль вызвала это изменение.

Задача когнитивно-поведенческого терапевта — вытащить из бессознательного человека быстрые мысли, убеждения и установки, которые мешают ему. А после извлечения вывести их на рациональный уровень и исправить. ​​

Когнитивно-поведенческая терапия подходит для лечения посттравматического тревожного расстройства и хорошо зарекомендовала себя в лечении депрессии, расстройств пищевого поведения или социальных фобий.

От бихевиоризма до психотерапевтического подхода

Психология – это сравнительно молодая наука, официально признанная ученым сообществом только в 19 веке. В 1913 году, когда научнообоснованных наработок у людей еще не было, Джон Уотсон, американский психолог, публикует статьи о бихевиоризме, который предполагал изучение поведения человека в связке «внешний раздражитель – внешняя реакция (поведение)». Бихевиористы искали прямые связи между отдельными событиями окружающей среды и проявления на них человека.

Построенная на этом учении теория в то время была основной моделью психологии, однако не учитывала структурные компоненты сознания. Исследователи не могли сформулировать объяснение способности организма устанавливать связь между стимулами и реакциями на них. Как следствие, поведенческий подход ограничивал полноценный процесс психотерапии.

Немного позже, в 1955 году Альберт Эллис, когнитивный терапевт из США, выходит за рамки системы «раздражитель–реакция» и заявляет, что на когнитивные процессы оказывают влияние мысли и представления (когниции) человека. Аарон Бек, коллега Эллиса, после этого погружается в исследование сферы познания и делает вывод: эмоции и поведение зависят от образа мышления. Так когнитивизм, имея за собой более внушительную доказательную базу исследования, постепенно вытесняет с пьедестала поведенческую терапию как менее эффективную при разрешении психических расстройств у пациентов, но не исключает ее.

Когнитивная терапия помогает справиться с депрессией без использования антидепрессантов, причем с такой же скоростью и эффективностью, как с препаратами без практики КПТ. Результаты соответствующего наблюдения были опубликованы исследователями в 1977 году . С конца 70-х годов 19 века поведенческая и когнитивная терапии стали развиваться параллельно, со временем объединившись в когнитивно-поведенческий подход.

Какие состояния корректирует КПТ?

Деструктивные установки формируют различные состояния, с которыми когнитивно-поведенческая терапия призвана справляться. К ним относятся:

  • зависимости и злоупотребление наркотическими веществами;
  • психотические расстройства и шизофрения;
  • депрессия и дистимия;
  • биполярное расстройство;
  • тревожные расстройства;
  • соматоформные расстройства (жар/холод, боли в животе, покалывание сердца и т.д.);
  • расстройства пищевого поведения;
  • бессонница (инсомния);
  • личностные расстройства;
  • вспышки гнева и агрессия;
  • криминальное поведение;
  • низкая самооценка;
  • стрессы, в том числе при заболеваниях;
  • хроническая усталость;
  • осложнения беременности и гормональной дисрегуляции женщин.

Наличие какого-либо из перечисленных состояний – повод обратиться к когнитивно-поведенческой терапии.

Ученые провели исследования каждого из этих состояний пациентов и качество воздействия на них КПТ. Эффективность упражнений когнитивно-поведенческой терапии была доказана во всех случаях . Мы не будем останавливаться на работах исследователей, но отметим, что упражнения и методики, приведенные далее, будут иметь под собой научное обоснование.

Соотношение поведения и автоматических мыслей

В соответствии с тем, что мы уже разобрали, иерархию когнитивной модели можно изобразить следующим образом:

Глубинные убеждения

Промежуточные убеждения (правила, отношения, допущения)

Ситуация

Автоматические мысли

Реакция (эмоциональная, поведенческая, физиологическая)

В конкретной ситуации глубинные убеждения человека влияют на особенности восприятия, что выражается в специфичных для ситуации автоматических мыслях. Эти мысли, в свою очередь, влияют на эмоциональные, поведенческие и физиологические реакции.
На схеме ниже изображена когнитивная концептуализация конкретной ситуации с читателем Д — она иллюстрирует, как убеждения влияют на его мысли, которые, в свою очередь, влияют на реакцию.

Обратите внимание, что если бы читатель Д смог оценить свои мысли, это могло бы положительно повлиять на его эмоции, физиологию и поведение. Например, он мог бы так отреагировать на свои мысли: «Минуточку

Возможно, это будет нелегко — но, скорее всего, возможно. Раньше мне уже доводилось читать подобные книги, и в конце концов всегда удавалось во всем разобраться. Если я продолжу читать, я, скорее всего, лучше все пойму».
Если бы он отреагировал подобным образом, возможно, он не был бы подавлен и продолжил чтение.

Глубинное убеждение: «Я ни на что не годен»

Промежуточные убеждения

Отношение: «Ошибаться — ужасно»

Правило: «Нельзя продолжать, если задача кажется слишком сложной»

Допущения: «Если я попробую взяться за сложную задачу, у меня ничего не выйдет. Если я буду избегать сложных задач, все будет в порядке»

Ситуация: нужно прочесть новый текст

Автоматические мысли: «Это слишком сложно. Я такой тупой. Мне с этим никогда не справиться. Я никогда не стану терапевтом»

Реакции:

Эмоциональная: подавленность

Физиологическая: тяжесть в теле

Поведенческая: избегание задач, просмотр телевизора

Резюмируя, можно сказать: этот читатель почувствовал нежелание продолжать, потому что определенным образом думал о конкретной ситуации.
Почему у него возникли подобные мысли, а у других читателей — нет? Потому что на его восприятие ситуации повлияло глубинное убеждение в отсутствии у себя способностей.

Диагностические критерии

Диагностика сбоев в работе мозговых функций проводится в том случае, если пациент или его ближайшие родственники обратились к врачу с жалобами на снижение памяти и ухудшение умственных способностей.

Исследование текущего состояния человека проводится посредством краткой шкалы оценки психического статуса

При этом важно в ходе диагностики исключить наличие эмоциональных расстройств (депрессии), которые приводят к временному ухудшению памяти. Помимо скрининговых шкал оценка психического статуса пациента проводится посредством динамического наблюдения за ним и его поведением

Повторное обследование назначение примерно через 3-6 месяцев после первого.

Для оценки степени деменции пациента просят нарисовать часы

Для быстрого анализа психического состояния пациента сегодня применяется так называемая монреальская шкала оценки когнитивных нарушений. Она позволяет примерно за 10 минут проверить множество мозговых функций: память, речь, мышление, способность к счету и другое.

Оценка проводится путем тестирования пациента. Ему дают задания и определенное время на их выполнение. По окончании тестов врач подсчитывает итоговые результаты. Здоровый человек должен набрать более 26 баллов.

Шкала MMSE используется при инсульте для выявления когнитивных нарушений

Почему «схема»?

Понятие «схема» активно используется в рамках когнитивной психологии – разделе психологии, изучающем как устроены наше восприятие и мышление. Схемы – это убеждения и чувствования о себе, других и мире, в которые люди верят автоматически, «интуитивно», не задавая вопросов.

Мы воспринимаем мир сквозь призму наших схем и в этом нет ничего патологического. Это обычный, свойственный любому человеку способ организации своего опыта. Без схем мы тратили бы слишком много времени на понимание того, что происходит вокруг и что с этим делать.

  • возникли на основе болезненного опыта , поэтому приводят к переживанию или ожиданию боли и негативных эмоций;
  • ригидны, то есть не меняются под влиянием реального опыта, каким бы позитивным он не был;
  • провоцируют мгновенное, мало осознанное и, как правило, неадаптивное поведение.

В результате, действие таких схем не помогает, а мешает нам жить. Снова и снова мы наступаем на одни и те же грабли, даже если изо всех сил пытаемся их избежать.

  • Случалось ли с вами, что вроде бы незначительное событие сильно и надолго портило вам настроение?
  • Замечали ли вы, что в некоторых похожих ситуациях ведете себя совсем не так, как хотели бы, и как стоило бы себя вести? И это повторяется раз за разом, и вы ничего не можете с этим поделать?
  • Может быть, вы хотите близких и доверительных отношений и много делаете для этого, а все время получается что-то совсем-совсем другое?
  • Вы много работаете и кое-чего достигли, вас уважают, но сами вы не чувствуете свою ценность и кажетесь себе обманщиком?
  • Возможно, вы заметили, что склонны ждать от мира и других людей плохого? И даже если оно не происходит, вы все равно продолжаете этого ждать?

Это только примеры. Но если на какой-то из этих вопросов вы ответили «да», теперь вы на собственном примере знаете, как нам мешают жить такие схемы. Они вызывают сильные негативные чувства, склоняют к мрачным мыслям о себе, других и мире, под их влиянием у нас не получается заботиться о своих потребностях и достигать желаемого.

Такие схемы Янг назвал Ранними Дезадаптивными Схемами. Он предположил, что они возникают в раннем детстве, когда базовые потребности ребенка не удовлетворяются, либо удовлетворятся несоответствующим образом. Найденное в детстве средство справляться с болью в таких ситуациях, взрослый продолжает использовать автоматически, часто даже не замечая этого. Или, заметив, зачастую мало что может изменить.

Янг выделил 18 Ранних Дезадаптивных Схем, разделив их на группы, в зависимости от базовой неудовлетворенной потребности. Здесь мы только перечислим их, а подробно обсудим в следующей статье.

Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство).
Если эта потребность постоянно не удовлетворяется в детстве, могут возникнуть следующие схемы: 1) Брошенность, 2) Недоверие/Жестокое обращение, 3) Эмоциональная депривация, 4) Дефективность, 5) Социальная изоляция.

Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности.
Неудовлетворению этих потребностей соответствуют схемы: 6) Несостоятельности, 7) Уязвимости к ущербу, 8) Неразвитого Я, 9) Обреченности на неудачу.

Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды.
Ей соответствуют схемы: 10) Подчинения, 11) Самопожертвования, 12) Поиска одобрения.

Потребность в спонтанности и игре.
Возникают схемы 13) Негативизма, 14) Подавления эмоций, 15) Наказания, 16) Жестких стандартов.

Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю.
Схемы: 17)грандиозности, 18)недостаточности самоконтроля.

Концепция КТП

Обучение когнитивно-поведенческой психотерапии создает новое психоэмоциональное состояние личности, которое обеспечивает лучшее качество жизни в любых ситуациях. Это послужило основой для формулировки КТП, представленной в формуле АВС, в которой:

  • А (activating event) – какое-то событие, выступающее стимулом для человека.
  • В (belief) – индивидуальная когнитивная система убеждений личности, отражающая восприятие человеком событий в форме мыслей, которые формируются представлениями, убеждениями.
  • С (emotional consequences) – результаты терапии и новое поведенческое проявление .

В результате правильно проведенной терапии нервные расстройства сводятся к нулю, качество жизни человека улучшатся.

И как мне все-таки выбрать подход?

Наталья Ошемкова,

клинический психолог, старший преподаватель в Московском институте психоанализа:

«Для начала определитесь с запросом. Если у вас есть подозрение или установленный диагноз (депрессия, БАР, шизофрения, ОКР), то есть именно расстройство или заболевание, сперва нужно обращаться к врачу-психиатру и, возможно, затем к клиническому психологу.

Для каких-то заболеваний вроде шизофрении и БАР показано в первую очередь фармакологическое лечение, а психотерапия выступает скорее как поддержка. Для каких-то заболеваний подходит только довольно узкий набор методик — например, с пограничным расстройством личности показана диалектико-поведенческая терапия. Для каких-то эффективно совмещение терапии и таблеток, причем первый элемент важнее, а вариантов психотерапевтической работы много, — это в первую очередь касается депрессии.

Если же вы здоровы и вас беспокоят обыкновенные жизненные трудности вроде нерешенных конфликтов, проблемы выбора, неуверенности в себе, выбирать можно любой откликающийся метод психотерапии — контакт со специалистом важнее конкретных техник. Если хочется медленно, вдумчиво и глубоко — психоанализ, быстро и конкретно — когнитивно-поведенческая ветка, глубоко, но быстрее и на равных с терапевтом — что-то из экзистенциально-гуманистического направления, быстро и креативно — гипноз и арт-технологии. Не бойтесь спрашивать терапевтов, к которым присматриваетесь, о сути и стратегии их метода, специалисты должны отвечать на такие вопросы».

Жить без стресса — это легко

Мы не можем не переживать за людей, которые достаточно близки нам. Но мы способны научиться не доводить эти волнения до полновесного стресса и нервных срывов. Жить без губительного влияния негатива очень просто, нужно только выполнять несколько приятных правил для этого.

  1. Устраивайте ежедневные прогулки на свежем воздухе, это даст возможность отдохнуть, главное подпускать к себе только приятные мысли.

  2. Займитесь любым видом спорта. Это укрепит ваш организм и повысит самооценку.

  3. Обязательно устраивайте себе полноценный отдых. Даже если график слишком плотный, в нем должно найтись место для передышки.

Комплекс провоцирующих факторов

Выделяют более 10 различных факторов, способных привести к когнитивным расстройствам функции мозга. Самой распространенной причиной развития подобных нарушений считается болезнь Альцгеймера. Эта патология сопровождается постепенным отмиранием нейронов головного мозга, вследствие чего подавляются его отдельные функции.

Первым и наиболее ярким признаком болезни Альцгеймера является снижение памяти. При этом двигательная активность и другие когнитивные функции долгое время остаются в пределах нормы.

Помимо болезни Альцгеймера снижение интеллектуальных возможностей человека наблюдается при следующих нейродегенеративных патологиях:

  • кортико-базальная дегенерация;
  • болезнь Паркинсона;
  • хорея Гентингтона и другие.

Довольно часто расстройства познания могут проявиться при сосудистых заболеваниях головного мозга. К их числу относятся:

  • инфаркт;
  • церебральная ишемия хронического характера;
  • ишемический инсульт;
  • атеросклероз;
  • геморрагическое поражение мозга.

В основном к деменции и другим формам психоневрологических расстройств приводит сочетание сосудистой патологии и недостаточности кровообращения в головном мозгу. В группу риска развития подобных осложнений входят люди, у которых диагностированы:

  • атеросклероз;
  • гипертония;
  • артериальная гипертензия.

Когнитивный дефицит может развиться и при следующих заболеваниях (хотя с гораздо меньшими рисками, чем в предыдущем случае):

  • печеночная и почечная недостаточность;
  • гипоксия;
  • гипогликемия;
  • гипотериоз;
  • тиреотоксикоз;
  • дефицит белков, витаминов группы В;
  • опухоль головного мозга.

Среди вероятных причин развития психоневрологических сбоев выделяют сильные отравления и длительный прием психотропных веществ. Также к деменции и умеренным нарушениям функций головного мозга могут привести травмы головы.

Эффект якоря (anchoring)

На твоё решение может повлиять первое впечатление от ситуации. Мозг «цепляется» за полученную информацию, поэтому все последующие факты относительно первого кажутся менее верными.

Представь, что ты пришёл в ресторан, который все нахваливают. Сделал заказ и с предвкушением ожидаешь, что сейчас получишь истинное наслаждение. А потом тебе приносят вялый салат, пережаренный стейк и слипшиеся макароны. Ты разочарован и решаешь, что больше никогда не пойдёшь в это место. Возможно, в этот день шеф-повар был не в духе, или твой заказ готовил стажёр. В следующий раз еда действительно может оказаться вкусной, но тебя уже не переубедить. Ничто не заставит тебя пойти туда снова. 

Заключение

Психологические защиты можно сравнить с тяжёлыми доспехами рыцаря. Они действительно помогают и даже спасают от стрелы, летящей прямо в нагрудник, но жить в них всё время невозможно — ни нагнуться, ни с коня слезть, ни обнять любимого человека. Зрелая личность использует все защиты, но больше всего сублимацию и юмор и тогда они из тяжёлой брони превращаются в лёгкий и прочный щит, которым можно гибко манипулировать и подстраивать под актуальные задачи.

Гибкость и широкая вариативность использования защитных механизмов один из признаков здоровой личности в соответствии с определением таковой психоаналитиком Нэнси Мак-Вильямс. Здоровая личность никогда не использует один и тот же механизм или ограниченный их арсенал в любых жизненных ситуациях.

Информация, представленная в данном материале, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию врача. Если вы замечаете, что ваша жизнь осложняется из-за неадаптивного использования психологических защит, проконсультируйтесь со специалистом!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: