От новаторства до лженауки и извращения: взлёт и крушение педологии в советских школах

Введение

Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927) – русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог. Создатель первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета (1885), основатель Психоневрологического института в Санкт-Петербурге (1908), который стал центром комплексного (всестороннего) исследования человека.

Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. В первый период (до 1910-х гг.) Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной, основным методом которой должна быть интроспекция, и объективной.

Бехтерев называл себя представителем объективной психологии, но, в отличие от И.М. Сеченова, который полагал необходимым изучать объективными методами именно психические процессы, Бехтерев считал возможным объективное изучение лишь внешне наблюдаемого, то есть поведения (в бихевиористском смысле), и физиологической активности нервной системы .

В центре научных интересов Бехтерева стояла проблема человека. Решение её он видел в создании широкого учения о личности, которое было бы основой воспитания человека и преодоления аномалий в его поведении. Сначала такое учение Бехтерев пытался построить на основе поиска комплексного подхода к изучению мозга методами анатомии, физиологии и психологии (“Объективная психология”, 1904; “Психорефлексология”, 1910), а позднее – через попытку создания комплексной науки о человеке и обществе — рефлексологии («Рефлексология», 1918), которая, по Бехтереву, должна быть вооружена единым естественнонаучным методом исследования. Именно рефлексологии посвящён второй этап творчества учёного (с 1910-х гг.).

По сути, рефлексология стала преемницей объективной психологии Бехтерева. Несмотря на то, что рефлексология была подвергнута критике за механистичность и эклектичность и перестала существовать практически сразу же после смерти учёного, идеи Бехтерева о комплексном (всестороннем) изучении человека получили своё продолжение в последующем развитии психологии .

Профессор Владимир Бехтерев: начало пути

Мог ли без полугода семнадцатилетний вятский юноша Володя Бехтерев, только перешагнувший порог Медико-хирургической академии, предположить, что ему предстоят выдающиеся открытия в области психиатрии и невропатологии, которые увековечат его имя в истории? Мечтая о естественнонаучном факультете университета, втайне увлекающийся запрещённой теорией Дарвина ещё с детства, он волею судьбы, при посредничестве тогдашнего ректора Я. А. Чистовича оказался на студенческой скамье академии.

На время студенчества Владимира Бехтерева пришлись события Русско-турецкой войны, на фронтах которой он оказался в составе отряда братьев Рыжовых. Там будущий учёный впервые встретился с императором и был удостоен чести приглашения на личную встречу. После Плевны Бехтерев вернулся в столицу в связи с подхваченной лихорадкой и был определён в клинику С. П. Боткина. Даже там тяга к знаниям не давала ему покоя: при малейшем улучшении самочувствия пациент брался за книги по акушерству, глазным болезням и хирургии. Светило медицины С. П. Боткин, застигнувший Бехтерева за изучением температурных графиков других больных, натолкнул его на мысль об изучении психических процессов, в том числе и патологий, с наблюдением за изменением температурных кривых.

Клиника и лаборатория стали для Владимира Бехтерева настоящим домом. После стажировки в Европе, куда он отправился в 1884 году на 16 месяцев для получения опыта у ведущих учёных, Бехтерев занял должность начальника кафедры Казанского университета. Будучи совсем молодым профессором — всего 28 лет! — он энергично приступил к преобразованиям. В Казани Бехтерев основал психиатрическую клинику в окружной больнице для душевнобольных, а в здании университета — первую в России психофизиологическую лабораторию для изучения тонкого строения мозга, главным образом его проводниковых систем. При университете было учреждено Общество невропатологов и психиатров, а также журнал «Неврологический вестник», оказавший значительное влияние на развитие в России невропатологии и психиатрии. За труд, работу над которым Бехтерев начал ещё в Казанском университете, — «Проводящие пути спинного и головного мозга» — он был удостоен премии Бэра.

Как в СССР развернули грандиозный педологический эксперимент

Новая дисциплина в СССР развивалась семимильными шагами. Уже в 1922 году в Москве работало несколько педологических вузов. Открылись подобные учреждения и в других регионах: Рязани, Ташкенте, Орле, Сарапуле (Уральская область).

Причём поначалу инициатива шла скорее снизу, чем сверху: педологам удавалось увлечь своими идеями творческих педагогов на местах, а те уже сами создавали педологические лаборатории и кабинеты в своих учебных заведениях.


Фото: из архива Романа Николаева / История России в фотографиях

Организатором и признанным лидером педологии стал, как уже упоминалось, Арон Залкинд. Другими известными педологами были Степан Моложавый, Павел Блонский (тот самый, что говорил о человеководстве), Михаил Басов и Лев Выготский — да, основоположник советской психологии и автор концепции «зоны ближайшего развития ребёнка» тоже, конечно, интересовался педологическими исследованиями.

Педологи работали в качестве отдельных специалистов в советских школах, детских садах и подростковых объединениях. Там они в основном занимались исследованием уровня развития детей. В первую очередь с помощью тестирования школьников и их родителей, а также физиологических обследований.

Первая серия тестов для советских школ вышла в 1926 году, а уже к концу десятилетия увлечение этой методикой стало повальным.

На основе результатов тестов и анкет педологи составляли характеристики учеников и рекомендации по комплектованию классов, оптимальному режиму учёбы, отправке отстающих во вспомогательные классы и школы. Последние должны были бороться с неуспеваемостью и второгодием. В одном только Ленинграде таких учебных заведений в 1936 году было 57. Можно даже сказать, что благодаря педологам в советских школах стал широко применяться индивидуальный подход к ученикам.

Система тестирования и распределения детей базировалась в первую очередь на работах Павла Блонского. Он считал, что у каждого ребёнка есть своя «индивидуальная формула развития» и свой «педологический» возраст, который может не совпадать с биологическим.

Блонский выделял три группы детей: ускоренного (он называл их термином, заимствованным из биологии, — «плюс-варианты»), среднего и медленного («минус-варианты») развития. Блонский считал, что обычная школа нацелена в основном на «середняков» и оставляет две другие группы за бортом. Правильное распределение обучающихся по группам, по мнению Блонского, позволяло бороться с ленью и высокомерием у самых талантливых и стимулировать учиться тех, кто отстаёт.

Поначалу обязанности педолога чаще всего брал на себя школьный врач (реже — школьные педагоги). Он должен был пройти соответствующие курсы или семинары, где учили методике изучения ребёнка и рассказывали об основных факторах его развития и поведения. Кроме распределения учеников, педологи также выполняли обязанности школьных психологов — впервые в истории отечественного образования (правда, оказать квалифицированную психологическую помощь педологи обычно не могли).

Зимой 1927–1928 годов прошёл Первый педологический съезд. Он собрал 2000 участников и ознаменовал начало недолгого расцвета педологии. Среди прочего съезд одобрил педологическую программу, разработанную Ароном Залкиндом.

Залкинд в 1928 году стал председателем Комиссии по планированию исследовательской работы по педологии в РСФСР. Она открылась при Главнауке и вскоре стала межведомственной. Тогда же под редакцией Залкинда начал печататься журнал «Педология». А в конце 1930 года он возглавил Психологический институт, который тогда же преобразовали в Институт психологии, педологии и психотехники.

После съезда педология стала получать значительное государственное финансирование, и количество штатных педологов выросло. С 1931 года обязанности педологов стали забирать у школьных врачей и передавать специально подготовленным учителям (они исполняли эти обязанности по совместительству со своей основной работой). Приказом наркома просвещения от 6 мая 1931 года предписывалось обязательно иметь в школе одного работника с педологической подготовкой.

Для координации действий была создана структура педологических организаций разного уровня во главе с межведомственной комиссией и педологической группой при Наркомпросе. Им подчинялись педологические лаборатории и кабинеты в областных и районных органах, которые вели методическую работу. А реализацией разработок, изучением и психологической поддержкой детей занимались педологические лаборатории и кабинеты в школах.

Биография Бехтерева

Владимир Бехтерев появился на свет 20 января (1 февраля) 1857 г. в селе Сарали, Вятской губернии. Он рос в семье мелкого госслужащего Михаила Павловича и его супруги Марии Михайловны.

В период биографии 1867-1873 гг. Бехтерев обучался в гимназии, после чего продолжил получать образование в Петербургской медико-хирургической академии. После окончания вуза он трудился при клинике Ивана Мержеевского, где изучал душевные и нервные заболевания человека.

Молодой специалист делал большие успехи в науке, вследствие чего в 22-летнем возрасте был избран в Петербургское общество психиатров. Через 3 года Владимира отправили в загранкомандировку, в ходе которой он сотрудничал с ведущими психиатрами и физиологами.

В скором времени Бехтерев удостоился степени приват-доцента в стенах родной академии, а позднее стал профессором Казанского университета и заведующим психиатрической клиникой казанской больницы. В последующие годы биографии он продолжал делать успехи в научной сфере.

Психоневрологический институт и Институт мозга

В 1903 году претворилась в жизнь идея создания высшего учебного и научного заведения с программой гораздо более широкой по сравнению с медицинскими факультетами академии и университетов — школы, в которую свободно могли поступать молодые люди без различия сословия и вероисповедания. Эта школа получила название Психоневрологического института. Было организовано три факультета: медицинский, юридический и педагогический. Институт был построен на частные средства. Отчасти этому способствовали революционные настроения общества, предъявлявшего свои права на высшую автономную школу.

Академик В. М. Бехтерев у здания Психоневрологического института
Фото из фондов Военно-медицинского музея

Ещё в 1905–1906 годах у Владимира Михайловича Бехтерева возникла идея создать научно-исследовательское учреждение для всестороннего изучения строения мозга, его функций и психической деятельности. Учредить такой институт удалось только при Советской власти. В 1918 году был издан декрет об основании Института мозга, который объединил ряд учреждений, имевших связь с бывшим Психоневрологическим институтом и вошедших в систему Психоневрологической академии, которая просуществовала до 1927 года. Однако в таком виде академия просуществовала недолго. Одно из подразделений — Государственный рефлексологический институт по изучению мозга и психической деятельности, впоследствии получивший имя Бехтерева, — не только сохранился, но окреп и развился в системе народного хозяйства. При Психоневрологическом институте были организованы клиники неврозов и психоневрозов, эндокринных заболеваний, для алкоголиков и алкогольных психозов. Владимром Бехтеревым и его учениками изучались феномен гениальности и психология толпы, ставились эксперименты по гипнотическому воздействию и другие.

Рефлексология Бехтерева: актуальность

Итак, что же из рефлексологии Бехтерева можно считать актуальным на сегодняшний день? Во-первых, это стремление Бехтерева представить все изучаемые наукой процессы в исчисляемых единицах. Собственно, сам факт наличия многочисленных тестов по психологии, где результат выдают в цифрах, а потом объясняют его словами, уже говорит об актуальности такого подхода для изучения психологии человека.

Во-вторых, конструктивной можно считать саму идею найти все взаимосвязи между поведением человека, рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями и прочими физиологическими процессами, происходящими в организме. В случае полной реализации задумки это могло бы заметно облегчить диагностику психических заболеваний и помочь безошибочно распознавать разницу между психологическими особенностями человека и симптомами психических расстройств в ситуациях, когда они имеют сходные признаки.

В-третьих, сохраняют актуальность прикладные результаты исследований Бехтерева. В частности, применение гипнотерапии для лечения болезненных зависимостей, алкоголизма, наркомании, неврозов, прочих расстройств.

И, наконец, в рамках развития созданной им науки рефлексологии он изучил и систематизировал огромный пласт информации, которая может быть использована для исследований в самых разных областях: психологии, социологии, политологии, истории и других.

Заметим также, что ныне действующий Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В. М. Бехтерева создан на базе Психоневрологического института, организованного Бехтеревым в далеком 1907 году. Притом, что исследования в области рефлексологии после смерти Бехтерева были фактически прекращены в директивном порядке, институт продолжил работу, выдержав на протяжении своей истории немало переформатирований. Заметим, что в 30-е годы гонениям подверглись многие направления в психологии. Этим процессам посвящена статья «Начало конца поведенческой психологии в СССР» .

В целом, Бехтерев уделял большое внимание организационным формам научной работы и созданию среды для неформального общения и обмена опытом врачей и ученых. Так, на его счету создание Казанского общества невропатологов и психиатров в период, когда он работал в Казани, Общества психоневрологов и Общества нормальной и экспериментальной психологии в петербургский период его деятельности

К слову, практика создания условно неформальных объединений по профессиональному признаку сохранилась в медицине по сей день.

Таким образом, многое из наследия Бехтерева по-прежнему актуально на сегодняшний день. И именно поэтому мы решили воспользоваться информационным поводом и подготовить этот материал в честь 100-летия выхода книги Владимира Бехтерева «Коллективная рефлексология» .

То обстоятельство, что часть идей потеряла актуальность, а часть выглядит упрощенными и даже наивными с точки зрения современного развития науки в целом и психологии в частности, никак не умаляет значения исследований Бехтерева, в том числе в области рефлексологии. Просто потому, что наука и жизнь идут вперед, и это вполне естественно, что какие-то идеи выдерживают проверку временем, какие-то требуют существенных уточнений, а какие-то просто изживают себя. И точно такой же естественной является критика любых новых идей в науке современниками, не готовыми принять новое как таковое или какую-то конкретную идею, теорию, гипотезу.

Сущность рефлексологической теории

Рефлексологическая теория выступает в качестве научного направления, которое возникло в начале 20 века благодаря разработкам В.М. Бехтерева. Впервые он изложил план построения данной теории в своей статье «Объективная психология и ее предмет», которая была представлена и опубликовала в 1904 году. Именно тогда рефлексологическая теория начала определяться в качестве нескольких направлений:

  • Как объективная психология, которая изучает человека в контексте его поведения и действий в обществе;
  • Как психорефлексология;
  • Как рефлексология;
  • Как отдельная и полноправная биосоциальная наука о человеке и обществе.

Изначально рефлексология возникла исключительно в рамках психологического знания, но затем вышла за его пределы. Она стала проникать в такие области, как педагогика, психиатрия, социологическая наука и, что немного удивительно, в искусствоведение. Сам Бехтерев объяснил это тем, что рефлексология имеет место быть в таких направлениях, как:

  • Рефлексологическая педагогика;
  • Рефлексологическая ортопедия;
  • Генетическая рефлексология;
  • Рефлексология масс;
  • Рефлексология искусства и творчества.

Замечание 1

Стоит отметить, что пик популярности рефлексологической теории пришелся на период 20-х годов 20 века. Например, в 1927 году в некоторых университетах преподавание дисциплин психологического направления было, пусть и временно, но заменено преподаванием направлений и дисциплин по рефлексологии.

Рефлексологическая теория полностью исходила из положения о том, что не существует таких процессов, как сознательных, так и бессознательных, которые бы не выражались в объективных проявлениях. Таким образом, любой замысел человека, пусть даже на инстинктивном уровне, рано или поздно будет выражаться в его действиях и поведении. Таким образом, рефлексивная теория в качестве предмета своего изучения выделила все возможные рефлексы, которые протекают с участием головного мозга, что и является объединяющим фактором биологического и психологического направлений рефлексологии.

По сути, замысел В.М. Бехтерева состоял в том, что на пике своего развития рефлексология практически полностью заменит психологию. Причем, смена произойдет с приходом науки о личности и о ее поведении, которое проявляется во всех ее действиях, развитии и жизнедеятельности. Также исследователи в области рефлексологии считали, что необходимо полностью отказаться от исследования человеческого сознания: достаточным будет анализ внешних проявлений личности, которые сводятся к условным или так называемым «сочетательным» рефлексам. Именно эти рефлексы в сочетании с влиянием внешней среды и образуют всю нервную систему человека.

Бехтерев: рефлексология как наука

Для начала стоит очертить сферу научных интересов Владимира Бехтерева (1857-1927). Тем более что многие открытые им рефлексы, лекарства и болезни носят его имя. Например, «болезнью Бехтерева» называют анкилозирующий спондилоартрит, под которым понимается воспаление и последующее сращение межпозвонковых суставов.

«Микстура Бехтерева» на основе настойки травы горицвета весеннего, кодеина фосфата и натрия бромида долгое время была популярна как успокоительное и противосудорожное средство, которое к тому же оказывало стимулирующее действие на сердечно-сосудистую систему.

Так называемые «рефлексы Бехтерева» – это целый ряд открытых и описанных им физиологических реакций человеческого организма на внешние воздействия. Например, патологический стопный сгибательный рефлекс, нижнечелюстной рефлекс, запястно-пальцевой рефлекс, по которым можно распознать поражение пирамидных путей в нервной системе, отвечающих за сложную и тонкую координацию движений.

Достаточно долгое время в своей научной карьере Владимир Бехтерев был сосредоточен на исследованиях в области физиологии, которые подытожил в двухтомнике «Проводящие пути спинного и головного мозга» . Еще более масштабным является его труд «Основы учения о функциях мозга» в 7 томах .

Поэтому неудивительно, что, когда Бехтерев увлекся психологией, он попытался объяснить психологические процессы с точки зрения физиологии рефлексов. Более того, он считал единственно верным и достойным научного интереса лишь то, что имеет объективный характер и может быть зафиксировано в неких показателях.

Об этом он говорит в своей книге «Объективная психология», которая, кстати, уже несколько раз переиздавалась, и в наступившем третьем тысячелетии тоже . Автор пояснял, что все психические процессы в обязательном порядке сопровождаются рефлекторными двигательными и вегетативными реакциями.

В свою очередь, двигательные и вегетативные реакции можно наблюдать и регистрировать. Соответственно, ученым осталось лишь найти все взаимосвязи между психическими процессами и нервными реакциями, чтобы разгадать все секреты человеческой психики.

Свои взгляды и идеи Бехтерев оформил в новое научное направление – рефлексологию. Все то, что нельзя наблюдать и фиксировать на уровне физиологических процессов, Бехтерев не считал предметом рефлексологии, да и психологии как науки тоже. Автор научной рефлексологии полагал, что наука должна иметь дело только с фиксируемыми показателями.

Насколько это применимо к такой сложной науке, как психология? Наличие многочисленных тестов в психологии говорит само за себя. Ученые и практикующие психологи пытаются представить психические процессы в неких исчисляемых единицах (очках, баллах), чтобы потом сделать объективные выводы и помочь человеку.

К примеру, продолжателями научных традиций Бехтерева, сотрудниками Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и неврологии имени Бехтерева разработана так называемая «Шкала депрессии» из 20 вопросов. Она позволяет по количеству ответов «всегда», «иногда», «никогда», «часто» определить наличие депрессии или склонной к таковой.

Те, кого не устраивает подход «нажми на кнопку и получишь результат» и кто желает вникнуть во все нюансы самостоятельно, могут ознакомиться с методикой подсчета ответов и интерпретации результатов для данной шкалы .

Возвращаясь к наследию Бехтерева, подытожим, что он рассматривал все многообразие психических процессов как рефлекторные реакции, которые можно наблюдать, изучать, фиксировать. Заниматься этим должна наука рефлексология, автор основополагающих принципов которой сам Бехтерев. Это что касается человека. Тогда что же такое коллективная рефлексология? Давайте разберемся и с этим.

Список использованной литературы

1.        Горностай, П. П. Психология личности: словарь-справочник / П. П. Горностай Т. М. Титаренко. И. А. Грабская. – К.: «Рута», 2001. – 320 с.

2.        Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 287 с.

3.        Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 485 с.

4.        Ярошевский, М. Г. История психологии: от античности до середины XX века / М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 1996. – 416 с.

5.        Большой энциклопедический словарь : в 2 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. – М. : Сов. энцикл., 1991. – 2 т.

6.        Статья “Бехтерев В.М. Краткая биография” // psychiatry.ru, доступ свободный URL: http://psychiatry.narod.ru/bechterev.html.

2

3. Теория В.М.Бехтерева о рефлексологии

    В 1893 году 
начинается новый этап в научной  
деятельности  Бехтерева. Он получает предложение возглавить
кафедру и клинику нервных и душевных
болезней в Петербургской военно-медицинской 
академии. Здесь по его инициативе организованы: 
анатомическая лаборатория для изучения
строения центральной  нервной  системы
лаборатория  экспериментальной 
психологии.  В  1899  году  за 
большие  заслуги  перед  отечественной 
наукой  он  был  удостоен  звания 
академика  Военно-медицинской  академии.

    Петербургский 
этап творчества Бехтерева  
характеризуется  определенной  стадиональностью, общее
их направление  составляет  переход 
от  объективного  экспериментального 
изучения  психики  к  рефлексологии, 
отказывающейся от исследования  психических 
явлений  и  акцентирующей  внимание 
лишь  на  их  внешних  проявлениях. 
Содержание  рефлексологических 
идей  Бехтерева  отражена  в 
«Объективной  психологии»  (СПб, 
1907-1910);  «Общие  основания  рефлексологии» 
(ПГ, 1918);  «Объективное  изучение 
личности» (ПГ, 1923);  «Общие  основы 
рефлексологии»  (М, ПГ, 1923)  и  другие.  

    В работе 
«Объективная психология» обоснуется 
перспективность  объективного метода изучения
психологии,  рефлекторный  процесс 
рассматривается как конкретное выражение
и способ его реализации.  В  более 
поздних  из  перечисленных  работ 
происходит  уже  полный  отказ 
от  психологии,  психических 
явлений,  системы  ее  категорий 
и  понятий. Отвергнув субъективную
психологию, Бехтерев  ставит  задачу 
создания  новой  психологии, 
базирующейся  на  строго  объективном 
методе  изучения  психики.  Он 
приходит  к  выводу  о  существовании 
единого  нервно-психического  процесса, 
в котором в нерасчлененном виде представлены 
и  физиологические  и психические
компоненты. Основной единицей анализа
нервно-психической деятельности у него
становится рефлекс, рассматриваемый 
как  универсальный  динамический 
механизм,  лежащий  в  основе всех
реакций  человека.  Деятельность 
человека  представляет собой сумму
рефлексов, различающихся по сложности
и характеру, особенностям организации.
Центром изучения Бехтерева становится 
не  психика,  сознание,  а  их 
внешние  проявления.

    Таким  образом, 
от  утверждения  идеи  объективного 
изучения  психики  Бехтерев  приходит 
к  ее  снятию  и  замене  психического 
процесса физиологическим. Психология
заменяется рефлексологией. Принимая
интроспективное  определение  сознания
как единственно  возможное, как 
нечто  непреложное,  как  нечто, 
что  можно  либо  взять,  либо 
отвергнуть,  но  не  изменить, 
он выбирает единственно  в  этих 
обстоятельствах  возможное  решение
– отказ  от  изучения  психики, 
сознания  вообще и обращение к исследованию
поведения.

    В  целом, 
в  творчестве  В.М. Бехтерева  отразилось кризисное 
состояние психологической науки на рубеже
19-20 веков. Отсутствовала  разработанная 
научная  методология  психологии. 
Создавая  новую  объективную 
парадигму,  Бехтерев  мог  реально 
опереться  лишь  на  стихийно-материалистические 
предвытекающие  из  всей  логики 
развития  естественнонаучных  взглядов 
ученого.  Они  не  обеспечивали 
понимания  психики  в  ее  собственном 
бытии,  предметно-смысловом  содержании 
как  отраженной  реальности, 
образа объективного мира. Человек оставался
в понимании Бехтерева лишь природным
существом, характер его отношений с миром, 
с  социальной действительностью сводился
к пассивному реагированию  на  внешние 
воздействия.

    Но эти ошибочные 
подходы к исследованию психики 
не означают огульного отрицания всего, что было
получено в области рефлексологии 
и, прежде  всего,  глубоко  обоснованной 
идеи  объективного  исследования 
психики,  а  также  получивших 
дальнейшее  развитие  положений, 
касающихся  комплексного  системного 
изучения  человека.

Что плохого в разгроме педологии, если особой пользы от неё всё равно не было?

Многие, кто стоял у истоков советской педагогики, — Арон Залкинд, Степан Моложавый, Александр Залужный, Лев Выготский, Павел Блонский, — к тридцатым годам уже отказались признавать абсолютным влияние на развитие детей либо только биологических, либо только социальных факторов. А Выготский одним из первых осознал ограниченность исследований методом тестирования. То есть сами же исследователи признали ранние воззрения педологии ошибочными и считали, что разные факторы имеют значение в комплексе, и исследования тоже должны быть комплексными. После этого педология вполне могла получить качественное развитие, если бы её не уничтожили.

Но главное, из-за разгрома педологии на долгие годы оказались невозможными любые исследования личности школьника и его окружения (психологические, физиологические, социологические). То же касалось изучения отклонений в поведении детей. Всё это автоматически приписывали к лженауке.

Вместе с тестами психотехников под раздачу попали и наблюдения, эксперименты, сравнительно-генетический метод, то есть и более глубокие методы исследований. Следить за уровнем знаний школьников, оценивать эффективность разных форм и методов преподавания, проводить профотборы и дифференцированное обучение, индивидуализировать образование стало практически невозможно.

Но при этом, конечно, никуда не делся тот факт, что дети разные по способностям: есть те, кому требуется дополнительная помощь, а также очень одарённые — те, кто мог бы осваивать знания быстрее и сверх типовой программы.

Дифференциацию школьников стали проводить только с помощью дидактических материалов, групповых и индивидуальных занятий.


На уроке немецкого языка в школеФото: архив Нинели Устиновой / «История России в фотографиях»

Труды Выготского, Басова, Блонского и других педологов на долгие годы были изъяты из библиотек. Блонский в последние пять лет жизни (1936–1941) смог опубликовать лишь одну маленькую статью, а труды Басова стали повторно издавать только с 1975-го. Идеи Выготского открывали заново во второй половине пятидесятых.

Отдельные положения дифференцированного обучения, разработанные педологами, тоже стали возвращаться в школы лишь в пятидесятых годах. А первые попытки переосмыслить деятельность педологов относятся к шестидесятым — времени хрущёвской оттепели.

Почему педология провалилась

Формально советские педологи разрабатывали комплексную науку о детях, в этом и заключалась её суть. Так, программа Залкинда, которую в качестве «объединённой платформы» одобрил Первый педологический съезд, оказалась крайне эклектичной

Её характеризовали как «социогенетическую биологию в соединении с учением о рефлексах, при осторожном использовании ценнейшего ряда фрейдистских понятий и отдельных его экспериментальных методов»

Но в действительности педологи делились на несколько течений в зависимости от того, какие факторы конкретные исследователи считали доминирующими в развитии детей. Условно можно выделить две группы. Одни специалисты считали главными биологические факторы — наследственность, рефлексы и реакции. Другие отдавали приоритет социальным факторам — окружению, воспитанию, общественному строю, культурно-исторической эпохе.

Практически всё недолгое время существования советской педологии прошло в спорах представителей её различных течений. При этом некоторые педологи не гнушались использовать личные связи в партийной номенклатуре, чтобы шельмовать оппонентов.

До 1927 года доминировали так называемые «биогенетисты». Они фактически отрицали влияние на развитие детей среды и воспитания, призывая сосредоточиться на изучении наследственных факторов, поведенческих паттернов и реакций.

После Первого съезда педологов маятник качнулся в другую сторону, и возобладала точка зрения «социогенетистов»: теперь в абсолют возвели значение внешней среды. Например, на полном серьёзе рассматривалась гипотеза о том, что советский строй развивает у детей совершенно другой тип пищеварения и дыхания, нежели у их ровесников в буржуазных государствах.


Трудовая школа имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург, Челябинская губерния, Челябинск. В гостях — дети сельскохозяйственной коммуны из деревни Смолино. В столовойФото: Государственный исторический музей Южного Урала

Преодолеть противоречия, связать различные факторы, влияющие на развитие ребёнка, и создать подлинно комплексное учение так и не удалось. Педологи превратились в кого-то вроде педагогических антропологов — собирателей различных данных о психологии, физиологии и социологии детства.

Данные, которые собирали о детях школьные педологи, представляли собой нагромождение сведений о физиологии, умственном развитии и происхождении ребёнка, слабо или вообще не связанных между собой, а то и вовсе противоречащих друг другу.

Как использовать эти данные дальше в педагогической практике, было неясно. Вот что писал об этом знаменитый педагог Антон Макаренко: «Когда человека изучили, узнали и записали, что у него воля — А, эмоция — Б, инстинкт — В, то потом, что дальше делать с этими величинами, никто не знает».

Кроме того, тесты, которые применяли педологи, были зачастую зарубежными и далёкими от условий и задач советского образования. А «коэффициент умственной одарённости», который они определяли, во многом не учитывал реальных способностей ребёнка.

Даже Первый педологический съезд счёл увлечение тестами чрезмерным и призвал их ограничить.

«Тестирование грозит стать бытовым явлением нашей школьной жизни, — писал в 1927 году С. С. Моложавый. — Одни школы пачками выписывают тесты из центра и с поразительным рвением пытают по ним детей. Другие берут на себя разработку „местных“ тестов и с увлечением проводят эту работу за счёт своего ограниченного досуга».

С подачи Первого съезда педологи усовершенствовали свои методики. Они стали вести за детьми длительные наблюдения с первого года обучения, проводили дополнительные антропометрические и психологические измерения, изучали школьную документацию. Но и тут без перегибов не обошлось. Например, учебное отставание школьника могли связать с размером его грудной клетки или составом крови.

Детей отправляли в спецшколы и спецклассы для слабых или, наоборот, сильных способностей зачастую по ошибке, что признал и Первый педологический съезд. Причём в числе слабых чаще оказывались дети рабочих и крестьян, которые попросту не могли иметь такой же подготовки, как выходцы из интеллигенции. Это портило имидж «пролетарской державы». И тем самым педология рыла яму самой себе.

Кстати, изначально задумывалось, что вспомогательные классы и школы для слабых учеников будут оборудованы лучше, чем обычные школы, и там будут работать наиболее профессиональные педагоги. На деле же всё вышло наоборот: условия в спецшколах и спецклассах для отстающих были хуже, чем в обычных, а учителей туда набирали малоквалифицированных. Такие учебные заведения не только не исправляли двоечников, но и портили тех детей, которые попали туда по ошибке.

Заключение

В отечественной психологической науке с именем Владимира Михайловича Бехтерева связано окончательное утверждение новой парадигмы в исследовании психической деятельности, основывающейся на объективном подходе к объяснению природы психического и методов его изучения .

Создание рефлексологии было крупным шагом на пути преобразования субъективной психологии в объективную и оказало в дальнейшем значит, влияние на возникновение и развитие бихевиоризма. Разносторонние конкретные исследования и разработка теоретических основ в области общей психологии, психологии личности и патопсихологии, позволяют считать вклад рефлексологии отправным пунктом формирования данных отраслей в России, а в дальнейшем и в бывшем Советском Союзе .

При жизни Бехтерева В.М. многие проблемы, им рассматриваемые, не стояли еще так остро, хотя и обсуждались в ряде работ. К тому же те подходы, которые он новаторски стал применять, начали интенсивно и систематически разрабатываться в психологической науке лишь с 30-х годов, уже после его безвременной кончины .

Для того чтобы правильно понять его вклад в науку, учесть сильные и слабые стороны его позиции, необходимо рассматривать их в современном историческом контексте, который поможет лучше высветить некоторые наиболее общие линии в развитии всей психологической науки от времен В.М.Бехтерева до наших дней.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Днквитта
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: